Страницы меню навигации

Проблемы интеграции российского образования в международное образовательное пространство: взгляд с позиции кафедры

Проблемы интеграции российского образования в международное образовательное пространство: взгляд с позиции кафедры

Шевченко Д.А.

(Российский государственный гуманитарный университет)

 

Problems of integration of Russian education in the international educational space: understanding the department

Shevchenko D.A.

(Russian State University for the Humanities)

 

Статья посвящена пониманию проблем, с которыми сталкивается кафедра в процессе интеграции российского образования на пути к реализации принципов Болонского процесса.

Ключевые слова: кафедра, Европейское пространство высшего образования (ЕПВО), компетенции в сфере коммуникаций, интеграция российского образования в международное образовательное пространство.

 

Article is devoted to the understanding of the problems faced by the Department in the process of integration of the Russian education on the way to implementing the principles of the Bologna process.

Key words: European Higher Education Area (EHEA), competence in the field of communications, integration of Russian education in the international educational space.

 

Кафедра является основным структурным учебно-научным подразделением Университета и объединяет специалистов, ведущих одновременно педагогическую, методическую и научно-исследовательскую работу в определенной области науки и воспитательную работу среди студентов. Кафедра – центр учебно-научно-методической деятельности, обеспечивающей подготовку дипломированных специалистов  бакалавров, магистров, а также кандидатов и докторов наук по закрепленным за ней специальностям и направлениям подготовки.

По сути роль и место кафедры является базисом и определяющим параметром уровня готовности и качества  вхождения России в Европейское пространство высшего образования (ЕПВО).

Попробуем взглянуть на процесс вхождения в ЕПВО с позиции кафедры, т.е. попытаемся определить круг проблем, с которыми она сталкивается на фоне преобразования российской системы высшего образования. В данном контексте рассматривается выпускающая кафедра, которая отвечает за реализации образовательных программ бакалавриата и магистратуры.

Интеграция университета и его кафедр неразрывно связана с развитием информирования, разработке нормативных методических документов и образцов, в том числе, организационной образовательной инфраструктуры. Понятно, чтобы реализовать процесс преобразований всех структурных подразделений университета необходимо наличие информационно-аналитического и консультационно-методического центра в каждом вузе. Этот центр обладал бы контрольными функциями и имел бы возможность проводить мониторинг динамики реализации преобразований. Таких центров в вузах не много, а возможно, что они, просто пока не созданы.

  1. Проблема информации о западных системах образования. На уровне кафедры нет сколько-нибудь достаточной информации о системах обучения в зарубежных вузах. Эпизодические поездки руководителей вузов не дают полного понимания кафедрам о том, какие модели существуют и что кафедре необходимо сделать, чтобы приблизиться к западным образцам.
  2. До сих пор отсутствует четкое разграничение уровней подготовки бакалавриата и магистратуры. Бакалавриат имеет слишком большой перечень необходимых общекультурных, профессиональных компетенций, который не является адекватным для профессиональной подготовки специалистов на уровне бакалавриата. Кроме того, сегодня нет адекватного понимания статуса бакалавриата в предпринимательской среде и общественном сознании. Отсутствует понимание работодателями уровней требований и необходимых квалификаций выпускников бакалавриата, не разработаны квалификационные требования к новым профессиям в сфере маркетинга, рекламы, PR.
  3. Проблема адаптации образовательных программ. Нет достаточных связей с зарубежными кафедрами, департаментами для успешного сотрудничества в области организации образовательных программ, позволяющих реализовать сетевые модели их реализации. Недостаточно адаптированы наименования и содержательные характеристики дисциплин в рамках образовательных программ. Стажировки, которые проходят у нас иностранные студенты сопровождаются поиском примерных аналогов, которые им необходимо освоить.
  4. Компетентностный подход носит формальный характер. Операционализация содержательных характеристик компетенций до сих пор вызывает споры и недоумения. Существует проблема идентификации содержательных характеристик и определения их степени валидности индустриальным стандартам коммуникационной сферы бизнеса.
  5. Проблема инновационного методического обеспечения. Не получают широкого развития современные методики обучения. Такие как: предметно- и тематикоспецифического игрового моделирования процесса принятия маркетинговых решений и другие, которые широко используются в Западных университетах.
  6. До сих пор не отработана в должной мере модульная организация учебного процесса. Есть оперативные проблемы понимания расчетов трудоемкости зачетных единиц.
  7. Аудиторная нагрузка чрезмерна, на самостоятельную работу нет достаточного времени. Хотя именно здесь происходит закрепление базовых профессиональных компетенций.
  8. Проблема взаимодействия рынка труда и высшего образования. Рынок труда и образования, все еще находится, в скорее, в параллельном пространстве, имеет не много пересечений. Мы не имеем разработанных собственных рамок квалификаций для профессиональных стандартов. Мы не имеем информации об отраслевых рамок квалификаций других стран. Только через АКАР удается понять содержательные характеристики некоторых индустриальных требований. Сейчас идет работа по организации профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области коммуникаций.
  9. Мало или недостаточно позиционируются наши образовательные программы за рубежом. Нет четкого понимания процедуры получения двойных дипломов. Необходимо разработать реальные механизмы реализации академической мобильности студентов. Проблема международного сотрудничества, обмена студентами не всегда понятна не только самим студентам, но и преподавателям и руководителям кафедр.

Обсуждение тематики и проблем коммуникационной отрасли России, которые могли бы стать базовыми направлениями научного поиска и подготовки научных кадров.

Предлагаю обратиться от имени конференции к руководству Минобрнауки с предложениями:

  1. Создать консультационные центры, которые могли бы по заказам университетов проводить консультации по вопросам вхождения и адаптации к ЕПВО, включая методическую поддержку разработки образовательных программ бакалавриата и магистратуры на основе ФГОС.
  2. Подготовить переводы, аналитические материалы и рекомендации по вопросам интеграции, подготовки перехода к ЕПВО по направлениям маркетинга, рекламы, PR.
  3. Поддержать инициативу АКАР, Комиссии по HR и профессиональному образованию создания на базе АКАР системы ПОА образовательных программ по рекламе и PR вузов России.
  4. Поддержать инициативу проведения круглого стола во вопросам перехода к ЕПВО с приглашением специалистов коммуникационной индустрии, Минобрнауки и представителей ведущих университетов России.

 

Сведения об авторе

 

Шевченко Дмитрий Анатольевич – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы Российского государственного гуманитарного университета. Адрес: 125993, ГСП-3, Россия, г. Москва, Миусская пл., д.6, офис 249. Тел. +7 (495) 250-63-90, эл. адрес: shevm@rggu.ru.

 

Information about the author

 

Shevchenko Dmitry Anatolyevich:  Doctor of Economics Sciences, Professor, Head of the Department of Marketing and Advertising of the Russian State University for the Humanities. Adress:  125993,  GSP-3, Russia, city of Moscow, 6 Miusskaya sq., office 249. Tel: +7 (499) 374-54-51, e-mail: shevm@rggu.ru.

Статья подготовлена для публикации в сборнике 19-й Международной конференции заведующих кафедрами маркетинг, реклама и связи с общественностью при поддержки АКАР.  2015г.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *