Страницы меню навигации

Маркетинговое исследование рынка натуральной колбасной оболочки в РФ

Шевченко Д.А., профессор, д.э.н., зав. каф. маркетинга и рекламы РГГУ, почетный член Гильдии маркетологов.

Клевцова Л. Н., преподаватель кафедры маркетинга и рекламы РГГУ

Маркетинговое исследование рынка натуральной колбасной оболочки в РФ.

Аннотация. Ставится задача исследовать общую структуру и оценить динамику рынка колбасной оболочки. Оценить общий объем и объем производства натуральной колбасной оболочки (НКО). Провести анализ уровня цен по категориям продукции. Провести анализ динамики и структуры импорта-экспорта натуральной оболочки и кишечного сырья. Дать заключение общим тенденциям рынка, колбасной продукции и свиноводства в России.

Ключевые слова. Маркетинговое исследование. Рынок натуральной колбасной оболочки. Сегментация рынка. Экспорт и импорт. Тенденции развития рынка в России.

 

Shevchenko D., Professor, PhD, Head. Univ. marketing and advertising RSUH, honorary member of the Guild of Marketers.

Klevtsova L.N., lecturer of marketing and advertising RSUH

Market research in natural sausage casings in Russia.

Abstract. The aim is to explore and assess the overall structure of the market dynamics of sausage casings. Estimate total and production of natural sausage casings. To analyze the level of prices by product categories. To analyze the dynamics and structure of imports and exports of natural casings and raw intestines. Finally give general market trends, sausages and pork inRussia.

Keywords. Marketing research. Market natural sausage casings. Market segmentation. Export and import. Market Trends sausage casings inRussia.

 

Основными источниками информации стали данные статистики ВЭД ГТК РФ, данные Росстата (ГКС РФ), данные Министерства сельского хозяйства, показатели Банка России, отраслевые сайты, сайты компаний-операторов рынка; анализ профильных периодических изданий, специализированные интернет-издания, открытые публикации в специализированных  журналах. В таблице №1 приводится классификация НКО в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

 

В колбасном производстве оболочка является упаковочным материалом, технологической емкостью, придающей форму изделию и  защищающей  его от воздействия окружающей среды.[1]

Период исследования: 2009-2012гг. Регион РФ.[2]

География производства. В РФ более 500 предприятий производят сосиски и сардельки, являющиеся наиболее массовым сегментом колбасной продукции, использующим натуральную колбасную оболочку.

Около трети продукции производит 10 крупнейших предприятий, из которых 6 находятся в Москве и Московской области (Останкинский мясоперерабатывающий комбинат, Черкизовский мясоперерабатывающий завод, Микояновский мясокомбинат, ОАО «Царицыно», Клинский мясокомбинат и мясокомбинат Велком-Павловская слобода). Среди TOP-10 – ростовский мясокомбинат «Тавр», Саратовский мясокомбинат «Дубки», Санкт-петербургская компания «Пит-продукт» и  Великолукский мясокомбинат (Псковская область). Региональное распределение производителей выглядит следующим образом – около 40% продукции производится в Москве и Московской области, 6-8% Санкт-Петербург и Ленинградская область, примерно 4% – Краснодарский край;  по 3% – Владимирская, Саратовская  и Ростовская  области, доля остальных  регионов составляет   по 1-2%.

К основным видам колбасных оболочек относят: натуральные колбасные оболочки. Они  изготавливаются как традиционно из полуфабриката свиной, бараньей  и говяжьей кишечной оболочки, так  и из низкосортных кишок путем многослойного наслоения, склеивания и высушивания. Выделяют также искусственные оболочки из натуральных материалов, белковые (коллагеновые оболочки), целлюлозные оболочки

Кроме принадлежности к тому или иному производителю оболочки подразделяются на бесцветные и окрашенные. Практически все фирмы-производители помимо стандартных оболочек выпускают специальные типы для определенных видов колбас (например, сырокопченых) и с определенными дополнительными свойствами (например, легкосъемные или упрочненные для более надежного клипсования).

Данные о производстве колбасной оболочки Росстатом не фиксируются, поэтому  оценить производство и видимое потребление колбасной оболочки  можно только  на основании оценки   потребности  в оболочке производимых колбасных изделий и данных внешнеэкономической статистики по экспорту и импорту оболочки.

По данным ежемесячной статистики Росстата в 2011г. в России было произведено  около 1 600 тыс.т колбасных изделий (в том числе фаршированных).  Выработка  колбасных  изделий в натуральных  оболочках  составляет примерно 10-15% от их общего производства. С учетом того, что на продукцию малых калибров (сосиски, сардельки) расходуется  больше оболочки,  расчет приводится по 2-м сегментам – колбасной продукции малых калибров и прочих (средних и крупных).

Годовое производство продукции малых калибров (сосисок и сарделек)   в РФ составляет около 600 тыс.т.

Таблица 2. Расчетно-оценочные показатели потребности в колбасной оболочке.[3]

Показатель Потребность в натуральной оболочке, кг Потребность в искусственной оболочке, кг
1 т колбасной продукции малых калибров 150 40
1 т колбасной продукции средних и больших калибров 90 3,5
600 тыс.т продукции малых калибров (из них 10% – в натуральной оболочке) 9 000  21 600
1 000 тыс. т продукции средних и больших калибров (из них 15% – в натуральной оболочке) 13 500 000  2 975 000
Ежегодная потребность колбасной промышленности 22 500 000 24 575 000

Потребление натуральной колбасной оболочки составляет около 22,5 тыс.т (с учетом того, что расход натуральной оболочки  на1 кгпродукции – выше, чем искусственной), искусственной – около 25 тыс.т. Импортируемая натуральная оболочка (менее 15 тыс.т) преимущественно завозится как сырье (неотсортированное неоткалиброванное) для производства колбасных оболочек. Экспорт искусственной колбасной оболочки (около 3 тыс.т) близок по значению к импорту (2,6 тыс.т). Таким образом, российское производство колбасных оболочек оценивается на уровне 47-48 тыс.т, из которых  на долю натуральных оболочек (по весу) приходится немногим менее половины (48%).

Таблица 3. Расчетно-оценочая структура рынка  колбасной оболочки.[4]

Показатель Натуральная оболочка, тыс. т Искусственная оболочка, тыс.т
Видимое потребление 22,5 24,6
Экспорт 0 3
Импорт 14,7  2,6
Производство 7,8  24,2

Расчетно-оценочная потребность в колбасной оболочке и данные экспортно-импортной статистики выявили следующую ситуацию на рынке колбасных оболочек: российские производители искусственных колбасных оболочек не  только практически  полностью удовлетворяют потребность колбасной промышленности, но и экспортируют около 3 тыс. т колбасной оболочки за рубеж. До перестройки в РФ использовались только отечественные натуральные колбасные оболочки, импорта практически  не было. Натуральные оболочки выпускались  мясокомбинатами, имевшими убойные цеха. С развитием колбасной промышленности наряду с  предприятиями, имеющими цеха по производству натуральной оболочки (например,  завод ТАМП – таганский мясоперерабатывающий завод), возникли предприятия, для которых производство/торговля натуральной колбасной оболочкой стало основным бизнесом. Учитывая постоянно снижающееся поголовье крупного рогатого скота, и значительное падение поголовья свиней  в двухтысячные годы относительно 1997г. с учетом положительной динамики в свиноводстве, рынок отечественной натуральной оболочки весьма ограничен. Готовые свиные и  говяжьи оболочки, как и кишечное сырье (полуфабрикат свиной и говяжьей кишечной оболочки)  преимущественно  завозятся из-за рубежа. Основными поставщиками импортного свиного сырья (раннеров) являются бойни США, Канады, Испании, говяжьего сырья – бойни Бразилии и Аргентины. Для получения кишечного полуфабриката, не уступающего по качеству импорту, на отечественных свинокомплексах выращивают породы свиней селекционированных по современным технологиям ведущих производителей свинины стран Евросоюза – Германии, Австрии, Дании, Голландии. Используются современные технологии откорма для получения беконной свинины.

Единственным отличием в качественных характеристиках натуральной оболочки, выработанной из российского сырья, является то, что при переработке и калибровке получаются в основном малые и средние калибры от 32 до40 мм, крупных калибров, таких как Ф 42/45 и 45+ получается очень мало. Это связано с тем, что возраст свиней до убоя колеблется от 3 до 7 месяцев, в зависимости от откорма, при живой массе 110-120 кг. За это время кишечник животного не успевает развиться до своей физиологической зрелости. На состояние натуральных колбасных оболочек сильное влияние оказывают ветеринарные запреты: с прекращением поставок мяса из тех или иных регионов автоматически прерываются поставки  необходимого  сырья. Все принятые правительством экономические решения относительно мяса сразу же отражаются на рынке оболочек. Этот фактор оказывает сильное влияние на весь мировой рынок натуральной оболочки. Например,  в первом полугодии2008 г. произошло двукратное увеличение мировых цен на свиную оболочку. Причиной послужил ветеринарный запрет на поставки свинины из Китая, одного из основных игроков рынка свиной оболочки. Европейские и американские поставщики оболочек заметили тенденцию и сыграли на этом. Подобная ситуация повторяется с периодичностью в несколько лет, но столь значимое увеличение цены было впервые за долгие годы. Есть противоположное развитие событий. Например, в 2007 году произошло существенное падение цен на говяжью оболочку, в связи с разрешением ввоза говяжьей оболочки из Бразилии  после долгого перерыва. Бразильские поставщики  оболочки выбросили на рынок накопленные запасы товара, цены упали, и объем мирового рынка вырос почти на 20%.  В результате этого события на российском рынке сегменты говяжьей и свиной оболочки практически сравнялись по объему, хотя раньше сегмент говяжьей оболочки был значительно меньше из-за ее более высокой стоимости.

Другим фактором, оказывающим влияние на рынок натуральной оболочки, является то, что кишечное сырье и готовая калиброванная оболочка импортируются в Россию по одному таможенному коду, и пошлины на них одинаковые. Как следствие, российским  производителям оболочки невыгодно завозить сырье из-за рубежа, а затем перерабатывать его на своих предприятиях, что  требует дополнительных  затрат.

Наиболее крупными  российскими игроками на рынке искусственной оболочки  являются компании  «Атлантис-Пак» (Ростов-на-Дону), «Урал-пластик» (Екатеринбург), «Пластик» (Дзержинск, Нижегородская область), «Биостар» (Санкт-Петербург), «Белкозин» (Санкт-Петербург), «Март Трейдинг» (Москва). Самые крупные игроки на рынке натуральной колбасной оболочки – ООО «Стар-Натурдарм» (Озеры, Московская область), фирма Инстан (Санкт-Петербург, в составе фирмы калибровочное предприятие по переработке кишечного полуфабриката НОРД КЕЙСИНГ),  производственно-торговая компания ПЕРГАМ КЭЙСИНГС (Санкт-Петербург). Практически все крупнейшие игроки рынка натуральной колбасной оболочки (Таблица 4) являются членами Международной Ассоциации Производителей и Продавцов натуральной колбасной оболочки INSCA (European Natural Sausage Casing Association). Учитывая, что потребность в натуральной оболочке (в том числе сырье для ее производства) на 65% обеспечивается за счет импорта, в Таблице 4 приведены крупнейшие игроки-импортеры этого сегмента.

Таблица 4.  Основные российские компании-импортеры натуральных колбасных оболочек (в  т.ч. сырья) и их профиль, 2011г.[5]

Импортер Регион Характеристика импортера Импорт, т Доля,%
ООО “ПЕРГАМ КЭЙСИНГС Санкт-Петербург производственно-торговая компания 1 794 12%
ЗАО “ВЕКТОР И К” Москва импортер колбасных оболочек 1 729 12%
ООО “СТАР-НАТУРДАРМ” Мос.область производитель 1 365 9%
ООО “АВАЛОН” Москва импортер колбасных оболочек 1 181 8%
ООО  СНАБМЯСКОМ Санкт-Петербург торговая компания 850 6%
ООО “АРЕНА” Москва торговая компания 729 5%
ООО `МЯСТОРГКОМ` Санкт-Петербург торговая компания 702 5%
OOO `АРИАН` Санкт-Петербург торговая компания 597 4%
ООО “НОРД КЕЙСИНГ” Санкт-Петербург производитель 264 2%
Прочие     5 539 38%
ВСЕГО     14 750 100%

Из приведенных TOP 9 компаний, на долю которых приходится более 60% импортных поставок  натуральных оболочек/сырья только 3 компании являются производственными – ООО «ПЕРГАМ КЭЙСИНГС», ООО “СТАР-НАТУРДАРМ” и  ООО “НОРД КЕЙСИНГ”.

Наряду с крупными игроками в сегменте натуральной колбасной оболочки присутствуют, и более мелкие игроки, которые работают как  на зарубежном, так  и отечественном сырье. Например, компания «Бонтрейд», работающая на рынке с  2007г. Компания позиционирует себя не  только как поставщика, но и о  как производителя натуральной оболочки. Бонтрейд закупает  кишечное сырье  на скотобойнях и на основе «давальческого сырья»  перерабатывает в цехах  Подмосковья и других регионах  России. ООО «Кизлярский мясокомбинат» (Дагестан)  производит натуральную оболочку (баранья черева) с 2009г, закупая кишечное сырьё на скотобойнях, и на основе “давальческого сырья” перерабатывая в собственных цехах.

Уровень цен на свиные черева – 11,2 евро за пучок. Цена пучка на свиные черева не зависит от диаметра, в отличие от говяжьей черевы и бараньей черева. На цену свиных черева влияет также качество продукции, зависящее от страны происхождения сырья: различают свиные черева, полученные из североамериканского, европейского и китайского сырья. Уровень цен на говяжья черева – 5-8  евро за пучок (30м) в зависимости от диаметра, т.е. стоимость 3-х пучков (90м) составит порядка 15-24 евро. Уровень цен на баранья черева в зависимости от диаметра и сорта  составляет 4,76-14,13  евро за пучок (91,5).

Экспорт натуральной оболочки и кишечного сырья из РФ незначительный – менее 0,5 тыс.т. Основной экспортер натуральной оболочки компания Стар-Натурдарм, которая прошла аттестацию на соответствие Европейскому законодательству в области ветеринарии, на основании чего предприятию разрешен экспорт продукции во все страны Евросоюза.

Таблица 4.  Динамика экспорта натуральной оболочки и кишечного сырья для промышленной переработки, 2009-2011гг.[6]

Сегмент 2009 2010 2011
свиные черева, т 28,4*   19,9
говяжьи черева,т 0,6   27,7
баранья   1,5 1,5
конская 7,6    
ВСЕГО, т 36,5 1,5 49,1

Примечание: * комбинированные поставки свиные и говяжьи черева

Импорт натуральной оболочки и кишечного сырья в период 2009-2011гг. составлял порядка 12-15 тыс.т ежегодно.В импорте натуральной оболочки преобладают говяжьи черева, на долю которых приходится 60-70% импорта.

Таблица 5.  Динамика импорта натуральной оболочки и кишечного сырья для промышленной переработки, 2009-2011гг.[7]

Сегмент 2009 2010 2011
свиные черева, тыс.т 4,4 4,7 4,7
говяжьи черева, тыс.т 6,9 9,3 10,1
прочее 0,4    
ВСЕГО, тыс.т 11,7 14 14,7

Импорт свиной оболочки  на протяжении трех лет находился примерно на одном уровне – порядка 4,4-4,7 тыс.т, говяжьей – демонстрировал ежегодный рост: на 7% в 2010г. и 11% – в 2011г.

Диаграмма 2. Динамика и структура импорта натуральной оболочки и кишечного сырья, 2009-2011гг.

 

Оценить импорт натуральной  колбасной оболочки в разрезе калибров достаточно сложно, т.к. большая часть поставок это либо не откалиброванное кишечное сырье, либо поставки без описания калибров черева, либо комбинированные поставки черева с малыми и большими калибрами. Соотношение идентифицированных по калибру поставок  свиной оболочки (по весу) примерно 1 к 3, т.е. оценочно импортируется  натуральной свиной оболочки малых калибров в 3 раза меньше, чем больших, что составляет немногим более 1 тыс.т.

Основным импортером натуральной колбасной оболочки/сырья в РФ является Бразилия.  Доля импорта оболочки из этой страны в 2011г. составила 64% в натуральном выражении (9,4 тыс.т) и  55% в стоимостном (более 48 млн.$) от общего импорта.  Объем поставок из Бразилии в 2011г.   по сравнению с 2009г. увеличился  более, чем на ,3 тыс.т, и соответственно доля Бразилии, как поставщика за период 2009-2011гг. выросла на 12 процентных пунктов (в натуральном выражении).

Диаграмма 3. Структура   импорта натуральной оболочки и кишечного сырья, в натуральном  и стоимостном выражении в разрезе стран-поставщиков , 2011гг.

 

Второе и третье место по объемам импорта колбасной оболочки и сырья занимают США и Германия.  В 2009г.  и 2010г. доля поставок из США в натуральном выражении составляла соответственно 18% и 13%, а из Германии – 10% и 8%. В 2011г. поставки из Германии стали преобладать над американскими – 8% против  7%. В стоимостном выражении в течении трех лет импорт колбасных оболочек и сырья из США преобладал над импортом из Германии.

Таблица 6.  Динамика импорта натуральной оболочки и кишечного сырья в разрезе стран поставщиков, в натуральном выражении, тыс.т, 2009-2011гг.[8]

Страна-поставщик 2009 2 010 2011
Бразилия 6,1 8,8 9,4
США 2,1 1,8 1,1
Германия 1,1 1,1 1,2
Аргентина 0,8 0,3 0,3
Нидерланды 0,5 0,8 0,7
Дания 0,3 0,6 1,1
Канада 0,3 0,2 0,1
Прочие 0,4 0,4 0,8

Диаграмма 4. Динамика  импорта натуральной оболочки и кишечного сырья, в натуральном выражении в разрезе стран – поставщиков, 2009-2011гг.

 

Среди лидирующих поставщиков оболочки и сырья хотелось бы также отметить Данию.  Поставки из этой страны ежегодно увеличивались, и в 2011г. по объемам импорта Дания не только  догнала США (1,1 тыс.т), но и опередила в стоимостном выражении, став по рейтингу второй по величине страной-импортером после Бразилии (10,6 млн.$).

Таблица 7.  Динамика импорта натуральной оболочки и кишечного сырья в разрезе стран- поставщиков, в стоимостном выражении , млн.$, 2009-2011гг.[9]

Страна-поставщик 2009 2 010 2011
Бразилия 23,1 43,5 48,2
США 17,8 17,1 9,8
Германия 8,4 11,5 9,3
Аргентина 2,8 1,5 1,4
Нидерланды 2,4 4,7 4,3
Дания 3,9 7,2 10,6
Канада 2,1 0,7 0,1
Прочие 1,7 2,6 4,4

Диаграмма 5. Динамика  импорта натуральной оболочки и кишечного сырья, в стоимостном выражении в разрезе стран – поставщиков, 2009-2011гг.

 

Общая динамика емкости рынка натуральной колбасной оболочки и основные тенденции представляют собой соотношение объемов  импорта и внутреннего производства.

Таблица 9.  Оценочно-расчетные показатели рынка натуральной колбасной оболочки, 2009-2011гг. [10]

Показатели 2009 2010 2011
Импорт      
тыс.т 11,7 14 14,7
млн.$ 62,1 88,8 88,1
среднестат.имп.цена 5,31 6,34 5,99
Производство      
тыс.т 6,3 7,5 7,9
среднестат.эксп.цена 3,88 3,88 3,88
млн.$ 24,4 29,2 30,7
Емкость рынка      
тыс.т 18 21,5 22,6
млн.$ 86,5 118,0 118,8

Расчетно-оценочная емкость рынка натуральной колбасной оболочки (НКО) составляет около 20-23 тыс.т. в натуральном выражении и 100-120 млн.$ в стоимостном (по данным за 2010-2011гг). Видимое потребление НКО демонстрирует устойчивый рост в натуральном выражении: в 2010г. после кризисного 2009г. рынок вырос на 19%, в 20011г. – на 5%. В стоимостном выражении в 2011г. рынок практически не вырос из-за снижения среднестатистической цены импортных поставок НКО на 6%.

Диаграмма 6. Динамика  емкости рынка натуральной колбасной оболочки в в стоимостном и натуральном  выражении, 2009-2011гг.

 

Доля российских производителей на рынке НКО составляет около 35%.

Потребность в колбасной оболочке определяется, в первую очередь, объемом произведенной колбасной продукции – чем больший спрос на колбасные изделия, тем больше потребность в оболочке.

По данным Росстата динамика  производства колбасных изделий в 2009-2011гг. положительная, ежегодный рост продукции находился в пределах 3-5%.

Натуральная оболочка является самой дорогой из всех типов оболочки, поэтому в нее пакуется преимущественно продукция премиум класса, спрос на которую увеличивается при увеличении денежных доходов населения и снижается, в  первую очередь, при нестабильной или кризисной экономической ситуации в стране.

Таблица 12.  Темпы роста производства колбасных изделий, емкости рынка НКО  и индекс реально располагаемых денежных доходов населения, 2009-2011гг.[11]

Показатель 2009 2010 2011
Произведено колбасных изделий, в т.ч.фаршированных, млн.т 1,46 1,54 1,59
темп роста производства колб.изделий   105,5% 103,2%
индекс реально располагаемых денеж.доходов населения, % 102,3 104,3% 100,8
емкость рынка НКО, тыс.т 18 21,5 22,6
темп роста емкости рынка  НКО   119,4% 105,1%

 

 

Рынок мясоколбасных изделий можно охарактеризовать, как относительно устойчивый и растущий. В кризисный2009 г., падение рынка было меньше, чем падение по выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности (8,8% против 9,8%). В 2010 и 2011гг. рост производства колбасных изделий составил соответственно 5,5% и 1,2%. Тенденции на рынке розничных продаж мясоколбасных изделий напрямую зависят от экономической ситуации в стране, индикаторами которой является набор индексных показателей. В Таблице 13 темпы роста колбасных изделий посчитаны на основании данных, публикуемых Росстатом, а остальные индексы приведены по данным Банка России. Темп роста/падения колбасных изделий   очень близок к минимальному значению одного из этих двух показателей. Так, например, в 2009г. при сокращении  индекса расходов на покупку товаров и услуг на 4%, падение производства колбасных изделий произошло на 9%;  в 2010г. темп роста колбасных изделий составил 5%, что совпало со значением изменения индексов реальных денежных доходов и индексов расхода на покупку товаров и услуг. Аналогичная ситуация была в 2011г., когда увеличение рынка колбасных изделий произошло на 1%, что также соответствовало изменению индекса реальных денежных доходов.

Таблица 13.  Экономические показатели, определяющие тенденции рынка мясоколбасных изделий, 2008-2011гг.[12]

Показатели 2008 2009 2010 2011
Темп роста/падения производства колбасных изделий 101,8% 91,2% 105,5% 101,2%
индекс реально располагаемых денеж.доход., % 102,4% 103,1% 105,1% 100,80%
Расходы на покупку товаров и услуг 110,5% 96,0% 104,8% 107,2%
Индекс производства продукции сельского хозяйства 110,8% 101,4% 88,7% 122,1%

Диаграмма 8. Динамика  темпов роста производства колбасных изделий и индексов экономических показателей, %,  2008-2011гг.

 

Колбасные изделия высокоценового сегмента, в которых в качестве оболочки используется НКО,  наиболее подвержены падению спроса, и соответственно производства в кризисный период. И наоборот, с улучшением благосостояния населения и повышением уровня покупательной способности спрос на мясоколбасные изделия в НКО увеличивается.

Таким образом, глобальных изменений на рынке не происходит, а наблюдается лишь периодическое перераспределение долей между основными видами  колбасных   оболочек , связанное, по большей части с макроэкономическими явлениями.

Поголовье крупного рогатого скота в РФ ежегодно сокращается, поголовье овец и коз по данным Росстата в 2011г. сократилось почти на 2%. Свиноводство является единственной животноводческой отраслью, демонстрирующей, хоть и незначительное, но стабильное увеличение поголовья в 2009-2011гг.

Таблица 14.  Динамика поголовья скота на 1 февраля, млн.голов, 2009-2011гг.[13]

Поголовье скота, млн. голов Свиньи Овцы и козы Крупный рогатый скот
2009 2010 2011 2009 2010 2011 2009 2010 2011
16,5 17,5 17,6 21,7 22,2 21,9 21,1 20,7 20,3

В настоящее время в производственной практике отрасли существует две основные модели промышленных предприятий по производству свинины: крупные промышленные комплексы мощностью 54-216 тыс. свиней в год; свиноводческие хозяйства мощностью 6-24 тыс. свиней в год, осуществ­ляющие производство свинины в основном на собственных кормовых ресурсах. Обе модели предприятий требуют на основе новых технических и технологических достижений полной модернизации и обновления перспективным оборудованием, позволяющим автоматизировать все сферы производственного цикла свиноводства.

Подведем итоги исследования.

Основными  негативными  факторами, повлиявшими на развития свиноводства, были: мировой финансовый кризис 2008-2009гг., летняя засуха 2010г. и африканская чума свиней (АЧС). В 2010 году выявлено 57 вспышек заболевания АЧС, уничтожено более 56 000 голов. Соотношение долей натуральной и искусственной колбасных оболочек на отечественном рынке (по весу) составляет как 45%-47% к 53%-55%. 65% отечественного рынка  натуральной колбасной оболочки (НКО) формируется за счет импорта (как самой оболочки, так и сырья, см.таб.9). Все это указывает на то, что отечественные натуральные оболочки составляют существенную конкуренцию импорту. Доля российских производителей на рынке НКО составляет около 35%. Российским  производителям оболочки невыгодно завозить натуральное сырье из-за рубежа, а затем перерабатывать его на своих предприятиях, что  требует дополнительных  затрат. Данная ситуация обусловлена тем,  что кишечное сырье и готовая калиброванная оболочка импортируются в Россию по одному таможенному коду, и пошлины на них одинаковые. В импорте натуральной оболочки преобладают говяжьи черева, на долю которых приходится 60-70% импорта. Это, притом, что сегмент говяжьей оболочки на отечественном рынке остается  значительно меньшим из-за  более высокой стоимости такой оболочки. Импорт свиной оболочки  на протяжении трех лет находился примерно на одном уровне – порядка 4,4-4,7 тыс.т, говяжьей – демонстрировал ежегодный рост: на 7% в 2010г. и 11% – в 2011г.

Соотношение идентифицированных по калибру поставок  свиной оболочки (по весу) примерно 1 к 3, т.е. оценочно импортируется  натуральной свиной оболочки малых калибров в 3 раза меньше, чем больших, что составляет немногим более 1 тыс.т.

С учетом увеличивающейся потребности в НКО малых калибров и  относительно неизменном импорте свиной НКО, можно предположить о значимой доле и об  увеличении объемов производства свиной НКО  малых калибров из российского сырья.

Свиноводство является единственной животноводческой отраслью, демонстрирующей, хоть и незначительное, но стабильное увеличение поголовья в 2009-2011гг.

Единственным отличием в качественных характеристиках натуральной оболочки, выработанной из российского сырья (свиного кишечного полуфабриката), является то, что при переработке и калибровке получаются в основном малые и средние калибры от 32 до40 мм, крупных калибров, таких как Ф 42/45 и 45+ получается очень мало.

Для того, чтобы понять общие тенденции развития производства НКО в России имеет смысл обратиться к следующим таблицам, которые демонстрируют реально положение дел и динамику развития этой отрасли производства и потребления. Группировка субъектов Российской Федерации по рентабельности производства мяса свиней, включая промышленную переработку, в сельскохозяйственных организациях в2007 г. (без бюджетных субсидий).

 Рентабельность (убыточность) Число

субъектов

Субъекты Российской Федерации
Рентабельные 27  
до 10% 11 Республики: Башкортостан, Мордовия, Хакасия

Край: Красноярский

Области: Кемеровская, Костромская, Кировская, Ленинградская, Тверская, Тульская

Город: Санкт-Петербург

10,1-30% 10 Республика: Удмуртская

Области: Белгородская, Владимирская, Иркутская, Московская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Псковская, Самарская

свыше 30% 6 Республики: Карачаево-Черкесская, Марий Эл

Области:  Липецкая, Томская, Тюменская, Челябинская

Убыточные 52  
до 20% 26 Республики: Бурятия, Карелия, Татарстан

Края:  Алтайский, Краснодарский, Пермский, Приморский, Ставропольский

Области : Амурская, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Калужская, Курганская, Курская, Мурманская, Нижегородская, Орловская, Пензенская, Рязанская, Свердловская, Ульяновская, Ярославская

Автономная область: Еврейская

Автономный округ: Ханты-Мансийский

20,1-40% 14 Республики: Дагестан, Коми, Северная Осетия-Алания, Чувашская

Области: Архангельская, Астраханская, Ивановская, Калининградская, Оренбургская, Ростовская, Саратовская, Сахалинская, Смоленская, Читинская

свыше 40 12 Республики: Адыгея, Алтай, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Саха (Якутия), Тыва

Области: Камчатская, Тамбовская

Автономные округа: Агинский, Бурятский, Усть-Ордынский, Чукотский

 

Динамика и прогноз развития сельского хозяйства на 2008 – 2012 годы

  Показатели Единица измерения 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в процентах к предыдущему году 103,8 103,9 104,1 104,1 104,1
2. Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) ‾ ” ‾ 104,8 105,1 105,1 105 105,1
3. Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) ‾ ” ‾ 102,9 102,8 103,1 103,1 103,1
4. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства ‾ ” ‾ 115 110,6 110,2 108,5 107,1
5. Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности рублей на члена хозяйства в месяц 7085 8928 10388 11121 11821
6. Доля российского производства в формировании ресурсов:
  мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) процентов 61,1 63,5 65,7 68,1 69,6
  молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) ‾ ” ‾ 78,3 79,2 79,9 80,4 81,1
7. Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях:
  тракторы ‾ ” ‾ 5,2 6,6 8 9,2 10,3
  комбайны зерноуборочные ‾ ” ‾ 7,4 8,6 10,4 11,5 13
  комбайны кормоуборочные ‾ ” ‾ 11,8 12,8 12,4 12 11,6
8. Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на100 гапосевной площади (суммарная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов и самоходных машин) л.с. 134 145 152 161 168
9. Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий в процентах к предыдущему году 104,8 104,9 105,2 105,2 105,2

Расчетно-оценочная емкость рынка натуральной колбасной оболочки (НКО) составляет около 20-23 тыс.т. в натуральном выражении и 100-120 млн.$ в стоимостном по оценкам за 2010-2011гг. Видимое потребление НКО демонстрирует устойчивый рост в натуральном выражении: в 2010г. после кризисного 2009г. рынок вырос на 19%, в 20011г. – на 5%. В стоимостном выражении в 2011г. рынок практически не вырос из-за снижения среднестатистической цены импортных поставок НКО на 6%.

Натуральная оболочка сохраняет определенную долю рынка, за счет широкого круга лояльных потребителей продукции в натуральной оболочке, особенно в средне и высокоценовом сегментах. Свыше половины опрашиваемых покупателей заявляют, что готовы переплачивать за нее до 10%.

По данным Росстата динамика  производства колбасных изделий в 2009-2011гг. положительная, ежегодный рост продукции находился в пределах 3-5%. Темп роста/падения потребления колбасных изделий   очень близок к минимальному значению таких показателей, как индекс расходов на покупку товаров и услуг, а так же значению изменения индекса реальных денежных доходов. Аналогичная ситуация была в 2011г., когда увеличение рынка колбасных изделий произошло на 1%, что также соответствовало изменению индекса реальных денежных доходов.

Колбасные изделия высокоценового сегмента, в которых в качестве оболочки используется НКО,  наиболее подвержены падению спроса, и соответственно производства в кризисный период. И, наоборот, с улучшением благосостояния населения и повышением уровня покупательной способности спрос на мясоколбасные изделия в НКО увеличивается.

Таким образом, глобальных изменений на рынке спроса на оболочку не происходит, а наблюдается лишь периодическое перераспределение долей между основными видами  колбасных   оболочек, связанное, по большей части с макроэкономическими явлениями.

Статья опубликована в журнале

Практический маркетинг, 2014, № 8, с.30-39



[1] Колбасные оболочки выполняют ряд общих функций: удерживают мясную эмульсию или фарш в процессе тепловой обработки, созревания, сушки, копчения и т. д.; придают форму и стабилизируют колбасный фарш; защищают содержимое от воздействия внешней среды; являются носителями информации как обязательной, так и рекламного характера; служат средством продвижения готовых изделий за счет разнообразия диаметров, цветов и форм. Основные типы натуральной оболочки: сегментация с учетом требований отраслей потребления, кишечное сырье для промышленной переработки и готовые колбасные оболочки (в том числе, натуральная свиная оболочка, натуральная баранья черева); искусственная белковая съедобная оболочка; основные потребительские  характеристики. Колбасные оболочки по типу материала изготовления делятся  на натуральные и искусственные. Натуральные оболочки и искусственные, изготовленные из натуральных материалов, отличаются высоким уровнем проницаемости для паров воды и газов, в отличие от  большинства искусственных пластиковых оболочек, имеющих  крайне низкую проницаемость. «Пограничное» положение занимает вискозно-армированная оболочка с  ПВДХ-лакировкой. Она изготавливается из натурального материала – целлюлозы, но благодаря ПВДХ-слою обладает высокими барьерными свойствами. Первоначально при изготовлении колбасы для наполнения фаршем использовались исключительно натуральные оболочки, которые получались как побочные продукты при разделке туш. Однако очень скоро натуральных кишок стало не хватать, что привело как к созданию новых технологий при производстве натуральных оболочек, так и к развитию производства искусственных оболочек.

 

 

[2] Исследование проводилось в 2013 году по заказу одного из крупнейших поставщиков натуральной колбасной оболочке в России.

[3] Источники: расчетно-оценочные данные, данные Росстата, данные ГК ФТС

 

[4] Источники: расчетно-оценочные данные, данные ГК ФТС

 

[5] Источники: статистика ГК ФТС, данные компаний

 

[6] Источник: статистика ГК ФТС

 

[7] Там же

[8] Источник: статистика ГК ФТС

 

[9] Там же

[10] Источник: статистика ГК ФТС

 

[11] Источники: данные Росстата, данные ГК ФТС

 

[12] Источники: данные Центробанка, данные Росстата

 

[13] Источник: данные Росстата

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *