Страницы меню навигации

Интернет-маркетинг вуза: новые принципы клиент – ориентированного маркетинга.

Интернет-маркетинг вуза: новые принципы клиент – ориентированного маркетинга.

Многие специалисты, ответственные за реализацию коммуникационной стратегии своих вузов столкнулись с проблемой повышения эффективности своей коммуникационной активности в Интернет пространстве, в первую очередь, посредством управления сайтом вуза.

Одно дело добиться высокого уровня научной и образовательной деятельности своего вуза на рынке образовательных услуг, другое дело, добиться прозрачности и видимости этой работы вуза в Интернет. Сегодня актуальным становится такой тезис: мало найти эффективные механизмы повышения качества образовательной деятельности вуза в офлайн, надо еще сделать так, чтобы эта работа была видна и адекватно отражалась в онлайн. В последнее время заговорили о брендинге вуза в Интернет. Эффективное электронное представительство вуза требует большой технологической и маркетинговой работы веб-отделов вуза.  Федеральный закон «Об образовании в РФ», вступивший в силу в сентябре 2013г., мониторинги Минобрнауки РФ, отечественные и мировые  рейтинги ставят перед вузами задачу профессионального подхода создания качественного и эффективного сайта, соответствующего потребностям пользователей (представителям целевой аудитории вуза).

Эффективный сайт вуза может гарантировать прозрачность многообразной и всесторонней образовательной и научной деятельности вуза, прямо и непосредственно отвечать на запросы целевой аудитории, в первую очередь, абитуриентов, поступающих.

Чтобы понять и оценить эффективность сайта вуза мы следовали следующей методической схеме: качественно выбрали критерии – подобрали параметры их оценки – оценили вузы по параметрам – с помощью матрицы парных сравнений, получили вес каждого вуза и провели ранжирование вузов. Основными критериями оценки сайта вуза стали: дизайн, навигация, контент, интерактивность (обратная связь), видимость сайта в Интернет. Более подробно эту методику и  ее результаты мы представлены ниже.

В своей работе над книгой мы стремились  помочь веб-лабам, редакторам сайтов, руководителям PR и т.д. специалистам Интернет маркетинга вуза увидеть слабые и сильные места электронного представительства вуза. На основе анализа сайта, по предложенной методике оценки его эффективности, наметить главные ориентиры развития сайта вуза и его достойного представительства в интернет пространстве.

1. Интернет-маркетинг вуза.

Продвижение образовательных услуг в современном мире осуществляется не  только традиционным образом, посредством СМИ и проведения различного рода мероприятий – off-line, но и в пространстве глобальной сети интернет – on-line. Интернет представляет собой глобальное пространство, где вузы демонстрируют виртуальную активность, доказывая свое превосходство и конкурентные преимущества своим потребителям.

Конкуренция среди вузов постепенно перемещаются из физического пространства в виртуальную среду. Интернет технологии позволяют вузам выходить на более широкие, чем только местные, региональные, национальные, мировые рынки потребителей образовательных продуктов и услуг.

Ключевая роль в конкурентном противоборстве за кошельки и потребности потребителей образовательных услуг, за мировое признание вуза как научно-образовательного центра отведено его корпоративному сайту. Есть два направления повышения конкурентоспособности вуза посредством повышения эффективности сайта: качество сайта и его продвижение в Интернет.

В середине первого десятилетия 2000-х гг. есть все основания говорить о сложившемся рынке высшего образования (ВО) в России. Исследователи отмечают сложный характер его становления, отмечая наличие основного критерия – конкуренции. В последующие годы наличие конкурентного рынка ВО уже никто не оспаривал, и дискуссии шли в отношении векторов его развития. Особое внимание, придавалось характеру и содержанию конкуренции в системе ВО, месту и роли государства в этом процессе. В настоящее время эта дискуссия потеряла свою актуальность. Государство целенаправленно стремится занять место мегарегулятора рынка всей системы ВО. И активно вмешивается в процесс виртуального представительства вуза в Интернет. Рособрнадзор формулирует специальные требования к количеству и объему информации, которая должна быть на сайтах вузов.[1]

Глобальная ориентация российского вуза на современном этапе означает интеграцию высшего образования в мировое образовательное пространство. Реализация этой стратегии возможно при условии преобразования вузов в научно-образовательные центры (НОЦ), способные конкурировать с ведущими университетами мира. Современные условия диктуют задачу интеграции науки, образования и инновационной деятельности в вузе. Глобальные стратегические ориентиры повышения конкурентоспособности вузов России связаны с интеграцией их научно-образовательной деятельности на международном рынке высшего образования. В новом законе РФ «Об образовании» 2012 года подчеркивается необходимость проведения независимой оценки качества образования. Она направлена на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализуемые ими образовательные программы на российском и международном рынках.[2]

В отличие от традиционной схемы продвижения корпоративных сайтов интернет-маркетинг в сфере высшего образования больше ориентируется не на позиции в поисковых системах Google и Yandex, а на место в рейтингах в сфере образования вроде:  РИА-Новости, Эксперт РА, в международных: The-QS и рейтинга The Times, ARWU (шанхайский рейтинг) и других.  Встает проблема оптимизации контента и продвижения сайта в Интернет. Что в свою очередь требует усилий менеджеров и сотрудниокв wtb-лабораторий по организации качественного и эффективного контента, выбора современного дизайна, отладки удобную для пользователей навигации, предоставления возможности получения информации пользователям, обеспечение обратной связи (интерактивность). Следует искать пути хорошей видимости сайта в поисковых системах так, чтобы образовательные и научные достижения стали известны не только отечественному академическому,  но и мироввм сообществам.

Для того, чтобы сайт вуза занял достойное место в рейтингах, сотрудникам веб-отделов необходимо не только совершать действия по совершенствованию внутренних факторов сайта, но и серьезно заниматься контентом и навигацией (то, что называется юзабилити)  – внешними факторами (видимостью сайта в Интернет), а руководству вуза – мотивировать профессорско-преподавательский состав на создание научных статей в своих блогах, публикацию результатов научно-исследовательской деятельности  в международных электронных базах данных для повышения цитируемости и PR вуза.

В вузах до сих пор существуют объективные причины, которые могут «тормозить» процесс совершенствования интернет-маркетинга, из-за которых поставленные цели не могут быть достигнуты.  Есть несколько объективных проблем, с которыми сталкивается вуз, имеющих значение для понимания развития процесса интернет-маркетинга:

1) Турбулентность макросреды вуза. Не только проблемы демографии (растущее и угрожающее сокращение числа выпускников школ), но, что самое нетерпимое, постоянное изменение ситуации, политическая, правовая нестабильность. В таких условиях занятие рекламой̆ вузовских программ требует изобретательного «креатива» со стороны специалистов маркетинга, рекламы и PR.

2) Известно, что вузы консервативные и негибкие организационные структуры не в силу их косности, а в силу крупного масштаба и многосторонней оперативной их деятельности. Прием студентов в вуз ведется только один раз в год: весна – лето. Но сайт просматривают в течение целого года. Внимание к сайту с расширением второго высшего образования, МВА, особенно дистанционного образования и в целом дополнительного профессионального образования (ДПО) требует постоянной гибкости и подстройки сайтов к интересам и потребностям целевой аудитории.

3) Отсутствие квалифицированных кадров в сфере маркетинга, рекламы и PR, их низкая зарплата, часто и способностей профессионально и компетентно решить проблемы продвижения ОУ внешними маркетинговыми и рекламными компаниями. К маркетингу в вузе относятся до сих пор, как к чему-то второстепенному и не обязательному. С одной стороны, ректора вузов требуют от веб-мастеров размещение необходимой информации Минобрнауки РФ, а остальная настройка их мало интересует. С другой, преимущественно, техническое образование специалистов веб-лабораторий не всегда является достаточным для понимания потребностей основных групп потребителей образовательных услуг – целевой аудитории. Несмотря на то, что у специалистов есть доступ к огромному количеству ценнейших данных, они продолжают создавать не всегда убедительные отчёты, содержащие сухие цифры, например, количества кликов, показов и просмотров страниц. Эти показатели, безусловно, хороши, но они не содержат результативных выводов по веб-аналитике. Следует включать в отчёты лояльность посетителей, показатель отказов, экономическую ценность, и многие другие показатели, которые действительно помогают понять, насколько наши действия эффективны.

4) Отсутствие достаточного компьютерного оборудования и навыков работы и использование информационных технологий в учебном процессе вуза. Проблема развития проектов в сети глобальна, она относится не только к организациям, работающим на российском рынке, но и на международном. Многие вузы не воспринимают интернет-пространство серьёзно. Соответственно, нет способа убедить их платить за услуги веб-аналитики. Если вузы осознают, каких высот можно достичь, правильно используя интернет-пространство, они будут готовы вложить средства.[3] Современные тренды рынка высшего образования лежат в развитие дистанционного образования, применения дистанционных форм обучения на всех уровнях и формах. В последние годы активно развивается дистанционная форма образования – предложение вузом различных по формам и глубине образовательных программ, МВА, курсы. Как результат – получение диплома заочно, не выходя из дома. Это напоминает электронную торговлю образовательными услугами населению. Те, вузы, которые это понимают, могут и уже зарабатывают хорошие капиталы.

Интернет-маркетинг в вузах можно представить несколькими позициями:

1) сайт университета и проблема его продвижения в Интернет;

2) подсайты и подразделы главного сайта образовательных подразделений – та же проблема, которая решается еще сложнее;

3) все более активизирующая форма взаимодействия студентов и преподавателей – электронная почта, сети (блоги, ЖЖ, ВКонтакте, Одноклассники, Твиттер,  Фэийсбук и пр.) – здесь процесс набирает силу;

4) научная деятельность преподавателей и вуза в целом и ее отражение в Интернет, российских и международных рейтингах.

Потребительский рынок любого вуза – это потенциальные и фактические потребители, клиенты – студенты, которые стремятся получить высшее образование и готовы посвятить этому лучшие годы своей жизни. К сожалению, даже в эру цифровых технологий, не все руководители частных и государственных организаций придают большое значение такому явлению, как интернет-маркетинг, многие не видят необходимости в использовании интернет-рекламы, что в настоящее время не позволяет их вузам занять достойное место на рынке.

Цели маркетинговой стратегии любой организации в Интернет, которые преследуют коммерческие цели, в том числе,  вуза – это увеличение продаж образовательной продукции и услуг, привлечение новых и удержание имеющихся клиентов (абитуриентов и студентов), повышение известности вуза на рынке. Поэтому перед тем, как вуз решает заниматься интернет-маркетингом, необходимо сформировать четкую стратегию действий в Интернет, которая может в себя включать:

– внешнюю и внутреннюю работу над сайтом вуза;

– работу по привлечению, удержанию и формированию мотивации посетителей к совершению покупки образовательных услуг;

– мероприятия по продвижению сайта в поисковых системах и специализированных рейтингах;

– соответствие полноты контента мониторингам Минобрнауки РФ (РИА-Новости [4]) и международному рынку (версии сайта на английском и других языках);

– анализ поведения потребителей, работа с мнениями аудитории, замеры эффективности сайта.

Глобальная конкурентоспособность системы ВО может быть реализована исключительно вузами, которые сталкиваются с независимой оценкой их качества посредством рейтингов. Рейтинги становятся мерилом общественной и мировой оценки качества научно-образовательной деятельности российских вузов.[5] В США, развитых европейских странах, а также на Востоке рейтинги, их  оценки вузов, давно обрели черты глобальных ориентиров совершенствования конкурентоспособности университетов.

Рейтинги стали мерилом качества научного потенциала вуза. Рейтинги фиксируют качество подготовки человеческих ресурсов к профессиональной деятельности, социальный и интеллектуальный вклада университетов в развитие научно-технического прогресса общества. [6]

Вступление России во Всемирную торговую организацию, только ускорило актуальность постановки этой проблемы для  вузовского сообщества. Процесс подготовки и участия вузов России в отечественных и глобальных международных рейтингах, вхождения и продвижение научных работ в мировых информационно- аналитических базах данных стало актуальной повесткой дня.

Возможность участия в глобальных рейтингах требует от каждого университета информационной открытости, обеспечения видимости его ресурсов и академического потенциала на его сайте. В новом законе  об образовании подчеркивается обеспечение информационной открытости образовательной деятельности вузов. Виртуальное представление университета требует перевода его образовательной и научной деятельности  с языка offline на язык online.[7]

Современная интрига современной обстановки на рынке ВО состоит в том, что государство самым решительным образом стремиться навести порядок на рынке образовательных услуг. Государство выдвигает собственную стратегию развития системы ВО в направление повышения конкурентоспособности вузов не только на российском, но и на международном рынках. Сам по себе спонтанно развивающийся рынок образовательных услуг выполнить такую задачу не в состоянии. Государственная стратегия развития ВО вступает в противоречие со стихийным характером развития рынка образовательных услуг. Инновационная стратегия государства заключается в том, что оно активно вмешивается в деятельность операторов рынка ВО, подотчетных ему государственных вузов, а в последствие, в деятельность всех вузов России.

Деятельность любого вуза в мире можно оценить по тому, насколько его сайт отвечает современным требованиям и на сколько, он открыт для пользователей не только в стране размещения, но и за рубежом. Руководством страны ставится задача войти в топ-100 мирового рейтинга не менее 5 вузам. К2020 г. пять отечественных вузов должны войти в первую сотню ведущих мировых рейтингов. Это подчеркивается в Указе Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», а также правительственном проекте постановления «О мерах государственной поддержки ведущих университетов в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». Результативность повышения конкурентоспособности российских вузов заключается в достижении ими статуса полноправного участника мирового академического сообщества. Это в свою очередь, предполагает соответствие научной и образовательной деятельности вузов параметрам мировых глобальных рейтингов.

Современное общество не имеет иного эффективного способа оценить готовность вуза к образовательной и научной деятельности, кроме как на сайте вуза. В настоящее время вузы сталкиваются с проблемой создания эффективно работающих сайтов, включения в их платформы современных сервисов и приложений с целью повышения навигации, дизайна, прозрачности, видимости научно-образовательного контента на сайте университета. Буквально за несколько лет сфера веб-разработок прошла путь эволюции от примитивных статичных веб-страничек (текст+картинки) до многофункциональных интегрированных с другими приложениями веб-систем. Появилась реальная возможность «вынести» в веб-среду многие образовательные и научные процессы, сформировать механизмы распределенной работы групп ученых и т.д. Вузы стали создавать ни один, а множество сайтов, заточенных под решение специализированных задач (например, сайты по отдельным направлениям – дистанционное образование для разных групп потребителей).

При возникновении критической массы пользователей сформировалась блогосфера, появились подкасты и целый пучок проектов тренда Веб 2.0, основанных на генерации контента самими посетителями.[8]

Самой основной предпосылкой появления и развития интернет-маркетинга является понимание руководителями вузов, что сайт это не только визитная карточка или рекламный буклет, выложенный в Сеть, но и бизнес-инструмент и контент-сервисная среда. Интернет изменил правила игры, и вузам придется изменить свой маркетинг, чтобы извлечь максимальную пользу из существующего благодаря Интернету открытого рынка идей.

Сформулируем новые принципы клиент – ориентированного маркетинга вуза:

– маркетинг в Интернет – это не просто реклама образовательных услуг;

– PR (связи с общественностью) предназначены не только для массовой аудитории СМИ;

– вуз – это то, что он опубликовано  на сайте;

– целевую аудиторию интересует подлинность, а не раскрутка образовательных услуг;

– целевая аудитория вуза потенциально готова  участвовать в деятельности и управлении вузом, а не выслушивать пропаганду достижений вуза и руководства;

– Интернет –  маркетинг – это не одностороннее освещение деятельности вуза и его подразделений, а предоставление оперативного и необходимого контента в тот самый момент, когда представители целевой аудитории в нем нуждаются (теперь и Минобрнауки РФ);

– специалисты по маркетингу должны изменить свой способ мышления, перейдя от традиционного маркетинга, направленного на строго определенные целевые сегменты, к стратегии, привлекающей с помощью Интернета многочисленные интересующиеся деятельностью вуза круги общественности, чей спрос не удовлетворен;

– PR существует не для того, чтобы ректор увидел свой вуз по телевизору или видели на сайте его активность, а для того, чтобы потенциальные потребители могли убедиться в образовательной и научной активности вуза, отображаемой в Сети;

– маркетинг не для того, чтобы вуз выигрывал призы, а для того, чтобы вуз выигрывал призы в конкурентной борьбе за потребности и интересы потребителей образовательных услуг;

– интернет возвращает PR (связи с общественностью)вуза в их исконное предназначение после долгих лет исключительной сосредоточенности на СМИ;

– вузы, ответственные подразделения и факультеты (кафедры) должны привлекать внимание поступающих, абитуриентов (покупателей ОУ) адекватным их ожиданиям  онлайновым контентом;

– блоги, социальные сети,  онлайновое видео, электронные книги, новостные релизы и другие формы онлайнового контента предоставляют возможность вузам обращаться напрямую к потенциальным потребителям ОУ в походящей для них форме;

– Интернет стирает границы между маркетингом, рекламой и PR.

Для интернет маркетинга оценки эффективности вузов принципиально важно определить целевую общественность, аудиторию, к которой обращается и должен быть обращена структура контента сайта вуза.

К представителей целевой аудитории сайта вуза, с точки зрения маркетинга относятся те, кто потенциально готов платить за образовательные услуги и от кого зависит его будущее и настоящее. Ниже представлены 10 основных групп представителей целевой общественности:

1. Поступающие – абитуриенты и их родители – потенциальные потребители. Информация, отражающая их потребности, интересы и выгоды, в том числе для иностранных клиентов является ключевым фактором формирования и актуализации потенциального спроса на образовательные услуги.

2. Министерство образования и науки сформулировало свои требования к сайту и продолжают их формулировать. [9]

3. Руководство вузом, администрация, Попечительский совет. Они должны быть довольны вузом и иметь возможность положительно сравнить свой вуз с другими конкурирующими вузами.

4. Студенты – фактические клиенты. Для них должна быть информация о преподавателях, их научных и профессиональных успехах, службе содействия занятости, медицинского центра, гимнастических залов и бассейна и др. видов спорта. Информация о стажировках и обменах студентами, юридической помощи, оформления документов.

5. Профессорско – преподавательский состав (ППС) – персонал, основной движитель услуг. Это производственный сектор. Информация о возможностях стажировках, повышения квалификации, конференциях, вохможностях учатсия в конференциях. Здесь должна быть информация, ориентированная на иностранных преподавателей и специалистов. Информация о том,  «кто есть кто», ссылки на блоги или персональные страницы преподавателей.

6. Международная академическая и вузовская общественность.

7. Выпускники Ассоциация выпускников. Благотворители.

8. Работодатели. Информация о технологиях взаимодействия вуза, студентов с работодателями. Контент, адресованный для отраслевых сообществ, заинтересованных в сотрудничестве.

9. Кредитные учреждения, банки, они хотят видеть вуз в рейтингах на первых позициях.

10. СМИ и Интернет сообщества.

Есть контент, который  непосредственно не приносит прямых доходов, но является мощными PR для более широких групп общественности, которые являются выразителями общественного мнения о вузе, его имидже и репутации.

На главной странице сайта должны присутствовать соответствующие разделы и направления. Клиент – ориентированность контента сайта должно быть направлено и отражать:

1) Научные достижения. Научные исследования.

2) Международное сотрудничество вуза.

3) Библиотечные ресурсы вуза.

4) Блоги ППС и в первую очередь ректора.

5) Социальные сети вуза: Фейсбук, Вконтакте, Твиттер и пр.

6) Расписание. Необходимо озаботиться о проблеме удобства поиска и обновления и возможности просматра расписания с мобильных устройств. Здесь есть ограничения в удобной кросплатформенности сайта.

7) Сервисы: регистрация, подписка, рассылка, открытие почты и др.

8) Контент сайта на иностранном языке.  Есть мнение, что минимум  перевода контента сайта должен составлять не менее 30%. Какой контент переводить? Решать каждому вузу самостоятельно.

В заключении попытаемся предложить собственную версию структуры клиент-ориентированного контента для сайта вуза.

На главной странице сайта должен быть контент, соответствующий запросам и выгодам целевой аудитории. Нами были проанализированы западные и отечественные сайты. На этом основании можно предложить следующую версию структуры контента для главной страницы сайта вуза:

1. О вузе – все, что требует Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582.

2. История, руководство, попечительский совет, структура: факультеты, студенческие советы.

3. Новости/анонсы, объявления.

4. Поступающим – абитуриентам и родителям, приемная комиссия: документы и т.п.

6. Студентам – студенческие советы, НИР, культурная жизнь, КВН, ССЗ, спорт и др.

7. ППС – ссылки на блоги и персональные страницы преподавателей, информация о библиотеке, базам данным, международным базам данных, рейтинги, конкурсы и их результаты в вузе и пр.

8. Наука. Научные исследования – участие в рейтингах и результаты научных исследований и результатов НИОКР, статьи, информация о докторантуре, аспирантура, магистратура, адъюнктуре и пр.

9. Международная деятельность – список вузов-партнеров, условия стажировок, условия обмена студентами, ссылки на дружественные иностранные кафедры, итоги конкурса международного обмена, международные и магистерские программы и пр.

10 Выпускникам – ассоциация выпускников, деятельность в сфере благотворительности, работа попечительского совета, фандрайзинг, спонсорские проекты и т.п. совместные программы.

11. Партнерам – работодатели, кредитные учреждения, СМИ и пр.

12. Научная библиотека – электронная библиотека, возможность подписки, возможность оформления электронного читательского билета и т.п.

13. Контакты – телефоны, адрес, проезд и пр.

14. Расписание, англ. версия, регистрация, подписка, почта, поиск, форум, сети, блоги, веб-лаборатория, ДОДы, пресс-центр и пр. (целесообразно разместить эти разделы в теле заголовка и др.)

Таковы общие и конкретные требования Интернет – маркетинга к структуре построению клиент – ориентированного контента сайта вуза.

Полностью статью можно посмотреть  в журнале «Практический маркетинг», №8, 2014 г. с.15 – 21.



[1] Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подготовила список требований к структуре официальных сайтов образовательных учреждений и формату представления информации на них. Согласно будущим нормам, сайт должен быть четко разбит на несколько подразделов: основные сведения, структура и органы управления образовательной организации, документы, образовательные программы, образовательные стандарты, список педагогов, материально-техническое обеспечение, стипендии и иные виды материальной поддержки, платные образовательные услуги и вакантные места для приема или перевода в другое заведение. В подразделе «документы» в виде копий оригиналов должны быть: устав, лицензия, аккредитация, план финансово-хозяйственной деятельности, локальные нормативные акты, документы об оказании платных услуг и их стоимости. На страничках о «материально-техническом обеспечении» и «финансово-хозяйственной деятельности» руководство образовательного учреждения должно будет представить данные о ценном движимом и недвижимом имуществе, а также о том, на что расходуются бюджетные средства и другие требования. См. статью: газета: «Известие» – Рособрнадзор утвердил стандарт сайтов школ, вузов и колледжей. http://izvestia.ru/news/565162  (дата просмотра 06.02.2014г.)

[2] Федеральный закон РФ. Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ, ст. 95.

[3] Авинаш Кошик / iMetrics Управление эффективностью интернет-маркетинга // http://imetrics.ru/avinash-kaushik/

[4] РИА Новости продолжает публиковать свои рейтинги. Появился специальный сайт, посвященный выбору вуза абитуриентом «Социальный навигатор». Воспользовавшись новым ресурсом, абитуриент-2013 сможет сравнить данные по различным условиям приема в российских вузах и выбрать именно то высшее учебное заведение, которое ему подходит по качеству образования и стоимости обучения. Есть еще один частный рейтинг, который имеет значение для выбора абитуриентами вуза. Рейтинг отслеживает селекцию национальных элит, в том числе по месту получения представителями элиты государственного управления первого и последующего высшего образования, присвоенным ученым званиям и т.п. Сводные рейтинги вузов по числу выпускников (отдельно по первому и второму и последующим высшим образованиям) – высших государственных чиновников (министров, судей, депутатов и пр.), условно, на основании занимаемой государственной должности, причисленных к элите, представляющих все основные ветви и уровни государственной власти в РФ. По отдельным блокам государственного управления строятся частные рейтинги вузов, отражающие их место в обеспечении кадрового потенциала того или иного сегмента государственного управления. В Топ-10 вузов рейтинга вузов по образованию представителей элиты государственного управления России 2012 года первого высшего образования вошли: МГУ, МГИМО, Уральская государственная юридическая академия, РАНХиГС при Президенте РФ, МГТУ, НИУ МАИ, НИУ Южно-Уральский ГУ, Финансовый университет при Правительстве РФ. (http://unirating.ru/httproot/files/elite_2012.pdf) http://unirating.ru/txt.asp?rbr=55 (показ 19 марта 2013)

[5] При поддержке Минобрнауки в России развернута активная работа по созданию российских рейтингов вузов. В настоящее время таких рейтингов несколько. На Федеральном портале «Российское образование» опубликован список наиболее влиятельных российских рейтингов. Рейтинг Рейтингового агентства “ЭКСПЕРТ РА” построен на основе статистических показателей, масштабных опросов среди 4 тыс. респондентов: работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников. Методика рейтинга составлена с учетом мнений, высказанных представителями ведущих вузов РФ. Рейтинги Высшей школой экономики и РИА Новости построены на основе баллов ЕГЭ студентов, зачисленных в 2011 и 2010 годах на первый курс бакалавриата/специалитета. В настоящее время заработал специальный портал «Социальный компас». Рейтинг ООО “Деловая Россия” дает оценку российским ВУЗам с точки зрения востребованности их выпускников на рынке труда. Рейтинг Федерального агентства по образованию (ФАО) проводит оценку на основании официальных данных, полученных от администраций ВУЗов. При составлении рейтинга ФАО учитываются такие Параметры, как: состав и качество профессорско–преподавательского состава, количество студентов разных форм обучения, наличие студентов из других стран, объем научных исследований, издательская деятельность, обеспечение студентов общежитиями, профилакториями и т.д. Подсчет итоговых результатов производится с учетом филиалов ВУЗов. Рейтинг ВУЗов издательского дома “Коммерсантъ” формируется на основе опроса крупнейших российских компаний, которые предоставили информацию о нескольких тысячах молодых специалистах, принятых ими на работу. Независимое рейтинговое агентство в сфере образования “Рейтор” проводит рейтинговые исследования ВУЗов по параметрам общественной оценки, опираясь на собственные социологические исследования и официальную информацию государственных органов. В2001 г. Министерство образования и науки РФ инициировало разработку методики рейтинга университетов приказом №631 от 26.02.2001 г. «О рейтинге высших учебных заведений». Однако этот правительственный рейтинг, составители которого отчасти опирались на мнение квалифицированных экспертов, и на количественные данные о ресурсных показателях деятельности вузов не увенчался успехом. В 2009-10-х гг. международная информационная Группа “Интерфакс” и радиостанция “Эхо Москвы” приступили к реализации нового совместного проекта – формированию Национального рейтинга университетов.

[6] В 2011-12гг. 31000 ученых из 149 стран со всего мира, посредством электронной почты при участии социологической службы Ipsos Media, совместно с агентством Thomson Reuters провели опрос экспертов академической репутации вузов. Более половины экспертов – 53% относятся к Северной Америке и Западной Европе. Небольшое число российских ученых с высоким показателем цитируемости (а именно этот фактор служил основным критерием) не позволил нам занять высокую долю в мировом списке экспертов. «Средний респондент», включенный в число экспертов опубликовал около 50 научных трудов, учтенных в Web of Science. Восточная Европа, включая Россию, была представлена 8-ю экспертами. Восточная Азия, включая Японию и Китай – 10 экспертами Южная Америка, Австралия и Океания по 7 экспертов.Индекс репутации университетов, в соответствии с которым они  ранжируются, является взвешенной суммой двух показателей (в отношении 2:1), отражающих в каждой из отраслей мнения признанных экспертов о научной и учебной репутации вузов. В список топ-100 вошли университеты 19 стран. В первой десятке 7 американских (всего в сотне 44 университетов США) и два британских вуза (всего-10) один – японский (всего – 5). Первые шесть мест заняли университеты Америки, в списке: Гарвард, Массачусетский технологический университет, Кембридж, Стэнфорд, Беркли и Оксфорд. Чем ближе к концу списка, тем более плотные результаты. Поэтому во вторую половину списка топ-100 включены университеты, ранжированные не индивидуально, а группами по 10. В сотню не вошли (были в 2011г.) представители Финляндии и Австрии, а также МГУ (в числе 276-300 места), два университета Великобритании. В прошлогоднем списке топ-100 МГУ занимал 33 позицию. Анализируя эту ситуацию, отдельные исследователи справедливо замечают, что честным ответом на не согласие многих российских экспертов по поводу результатов рейтинга «The Times» (выход МГУ из Топ-100), в том, что наши университеты не являются игроками на глобальном поле мирового образовательного рынка.

[7] Шевченко Д.А. Конкурентоспособность вузов. Технология создания, сопровождения и продвижения сайта вуза /Блог Шевченко Д.А.// http://shevchenko.rggu.ru/?p=399

[8] Дэвид Мирман Скотт Новые правила маркетинга и PR: как использовать социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для непосредственного контакта с покупателем /Дэвид Мирман Скотт. – М.; Альпина Паблишер, 2013

[9] Для государственного и для любого аккредитованного государством вуза контент, его содержание является необходимым условием достижения прозрачности и контроли за расходованием бюджетиных средств. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подготовила список требований к структуре официальных сайтов образовательных учреждений и формату представления информации на них. Согласно будущим нормам, сайт должен быть четко разбит на несколько подразделов: основные сведения, структура и органы управления образовательной организации, документы, образовательные программы, образовательные стандарты, список педагогов, материально-техническое обеспечение, стипендии и иные виды материальной поддержки, платные образовательные услуги и вакантные места для приема или перевода в другое заведение. В подразделе «документы» в виде копий оригиналов должны быть: устав, лицензия, аккредитация, план финансово-хозяйственной деятельности, локальные нормативные акты, документы об оказании платных услуг и их стоимости. На страничках о «материально-техническом обеспечении» и «финансово-хозяйственной деятельности» руководство образовательного учреждения должно будет представить данные о ценном движимом и недвижимом имуществе, а также о том, на что расходуются бюджетные средства и другие требования. См. статью: газета: «Известие» – Рособрнадзор утвердил стандарт сайтов школ, вузов и колледжей. http://izvestia.ru/news/565162  (дата просмотра 06.02.2014г.)

 

Один комментарий

  1. Очень интересная статья, как студент, и потенциальный потребитель, меня каждый год в июне-июле забрасывают рекламой частных вузов.

    В особенности согласен с этим пунктом.
    – целевую аудиторию интересует подлинность, а не раскрутка образовательных услуг

    Частные вузы во время сдачи ЕГЭ заваливают все медийное пространство своих услуг, делая упор на поступление без ЕГЭ.

    Все пространство в социальных медиа, vk и facebook заваливают рекламными баннерами.

    Вот на счет юзабили сайтов университетов очень и очень долго можно спорить, почти все сайты крупнейших вузов сильно отстают в плане удобства от сайтов частных организаций. Конечно это можно объяснить и огромным объемом работ которые потребуется выполнить, я даже делал опрос в 2011 году среди своих одноклассников, которые уже были первокурсниками. Почти все кто поступал, долго разбирались на сайте где найти информацию про свой факультет или кафедру.

    Тогда я подумал что возможно в самих учебных заведениях не особо думают про удобство сайта, наверное там и без сайта много работ. После прочтение статьи оказалось проблема актуальная и решается.

    Кстати а можно поинтересоваться про веб аналитику сайта рггу?
    Конверсии, отчеты, и прочие радости веб маркетологов которые я бы с удовольствием изучил бы в стенах родного вуза.

    Или может есть возможно спец курс по веб аналитике?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *