Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Студенты гуманитарного вуза на рынке труда: состояние проблемы и перспективы

Шевченко Д.А., Каплан Д.А.

Студенты гуманитарного вуза на рынке труда: состояние проблемы и перспективы.1

Шевченко Д.А. д.э.н., проф., заведующий кафедрой маркетинга и рекламы, начальник Управления маркетинговой и рекламной деятельности, Службы содействия занятости РГГУ

аспирант кафедры маркетинга и рекламы РГГУ

Ключевые слова

Вуз и работодатель. Рынок образования. Рынок труда. Взаимодействие рынка труда и рынка образования. Служба содействия занятости вуза. Социологические и маркетинговые исследования. Положение студентов гуманитарного вуза на рынке труда. Проблемы и перспективы совершенствования взаимодействия вуза и работодателей.

Взаимодействие вуза и работодателей становится важным показателем качества и надежности деятельности вуза, одним из важнейших критериев его конкурентоспособности на рынке образования и рынке труда.

Этот показатель рассматривается в качестве приоритетного при оценке деятельности вуза Министерством образования, определения его финансирования и развития.

В данной статье предпринимается попытка на основе исследований проследить реальную картину процессов взаимодействия вуза с работодателями.

Положения данной статьи позволят освободиться от существующих мифов относительно реальных возможностей и шансов вуза в продвижение выпускников на рынке труда, рационально взглянуть на перспективы проектирования образовательных программ, увидеть реальную картину взаимодействия вуза и рынка труда.

Технология работы «Службы содействия занятости студентов и выпускников» в вузе.

В основе статьи – анализ работы Службы содействия занятости РГГУ (ССЗ), который позволяет приблизиться к пониманию процессов и механизмов трудоустройства выпускников, определить пути и формы взаимодействия вуза и работодателей.

С начала 2000-х гг. по инициативе Министерства образования в вузах стали создаваться Службы содействия занятости студентов и выпускников (Служба).

Основная цель Службы – помощь, консультации и содействие в поиске временной занятости студентов, трудоустройстве выпускников путем обучения соискателей эффективным методам поиска работы.

Среди основных задач Службы:

– информирование студентов о вакансиях, стажировках и ситуации на рынке труда;

– советы по поиску работы и трудоустройству, помощь в составлении резюме и подготовке к собеседованию;

– рекламирование качества образования РГГУ потенциальным работодателям с целью увеличения потока интересных вакансий для наших студентов и выпускников;

– налаживание связей с компаниями-работодателями и знакомство студентов с ними в рамках различных карьерных мероприятий;

– взаимодействие с Центрами карьеры других вузов, Ассоциацией центров трудоустройства вузов Москвы, государственными и коммерческими организациями, содействующими трудоустройству молодых специалистов;

– формирование информационных и материально-технических ресурсов для улучшения качества оказываемых услуг;

– информирование и предоставление вакансий и стажировок с карьерным и профессиональным ростом для старшекурсников, аспирантов и выпускников РГГУ;

– информирование и предоставление вакансий с гибким графиком работы и не требующие полного высшего образования.

Работа Служб занятости в вузах имеет свои уникальные черты и особенности. Так, например, работа Службы РГГУ учитывает вполне объективные факторы, к которым относится гендерный показатель среди студентов и выпускников.2

Служба РГГУ успешно работает более 10 лет. За это время нами накоплен колоссальный опыт и эффективные технологии работы. Служба имеет базу данных на 6248 выпускника.

С 2003-04 гг. в Службе организован постоянный контроль и учет вакансий со стороны работодателей.3 С 2003 года поступило более 3000 вакансий от 2250 компаний. Интерес к вузу со стороны работодателей измеряется в среднем 30 новыми вакансиями в месяц, что требует специальной обработки и контроля над выполнением заявки со стороны специалистов Службы.

Эта работа требует проведения специальной классификации вакансий. В Службе ведется две основные базы данных: вакансий и резюме со стороны студентов. Проведение классификации, определенной группировки данных запросов со стороны работодателей позволяет сотрудникам подобрать соответствующую запросу адекватную группу резюме студентов. Таким образом, при посредничестве Службы происходит «встреча» студентов с их будущей трудовой деятельностью

Сотрудники Службы за этот период провели группировку вакансий (предложений работодателей) для студентов и их статистику:

– вакансии для студентов с неполным высшим образованием составили – 79% от общего числа вакансий;

– вакансии для специалистов с законченным высшим образованием – 22%;

– вакансий на полный рабочий день составляют 70% от общего числа заявок;

– с частичной занятостью – 30%;

– вакансий, где в требованиях указано знание иностранного языка – 28%;

– вакансий, где нужен опыт работы – 42%.

В таблице № 1 приведена статистика обратившихся в Службу содействия занятости (ССЗ) студентов различных форм и уровней образования за оказанием помощи в трудоустройстве (резюме). См. таблицу №1.

Студенты и выпускники узнают о предложениях (вакансиях) работодателей из различных источников информации:

– интернет-страница Службы;

– информационные стенды в разных корпусах университета;

– специальные встречи с представителями бизнеса (мастер-классов);

– выставки-ярмарки;

– специальные брошюры и информационные объявления в вузе.

Для того чтобы обеспечить необходимой информацией студентов и выпускников вуза, Служба готовит, размещает и распространяет:

– специальные методические материалы;

– объявления и листовки;

– информацию в периодических изданиях;

– буклеты с информацией о составлении резюме, подготовке к собеседованию, поиске работы и т.п.;

– журналы по трудоустройству молодых специалистов, таких как: «Справочник карьериста», «Путеводитель по компаниям», «Энциклопедия Карьера»; газеты «The Career Forum», «Работа для вас», «Элитный персонал», «Вакансия от А до Я»;

– наиболее интересные статьи и материалы представляются в электронном виде на сайте в разделе «Соискателям».

Служба организует взаимодействие студентов и работодателей в формате ярмарок карьеры в РГГУ. Ярмарки получили свое развитие в середине 2000-х годов. За это время в них приняли участие более 100 компаний.

На ярмарках организуются презентации компаний-работодателей, лекции, семинары, тренинги, мастер-классы по вопросам трудоустройства, планированию и развитию карьеры. С 2003 г. прошло более 50 мероприятий такого типа.4

Служба предоставляет информационно-консультационные услуги, которые пользуются спросом со стороны студентов первых курсов обучения.

С 2004 по 2011 гг. в Службу за консультацией обратилось более 2900 студентов, аспирантов, выпускников. Многие обращались повторно.

Студентам оказываются информационно-консультационные услуги:

– информация о поступивших вакансиях от компаний-работодателей;

– информация о ситуации на рынке труда;

– материалы о методах поиска работы в интересующей сфере деятельности;

– пособия по психологической поддержке профориентационной направленности;

– материалы и указания в помощь в составления профессионального резюме и подготовке к самопрезентации.

Известность Службы среди студентов растет. Служба проводит постоянный мониторинг источников получения информации.

Студенты, преимущественно, пользуются Интернетом.

Об услугах Службы узнают из сайта (46%), через друзей (26%), из информационных стендов (26%), из Гида первокурсника, через ярмарки вакансий в РГГУ и от преподавателей и сотрудников деканатов.

С 2001 года активно работает сайт Службы содействия занятости РГГУ. С 2005 года сайт Службы существует как самостоятельный хост «job.rggu.ru».

Это главный инструмент информирования студентов и выпускников по всем аспектам нашей работы. С 2005г. количество уникальных посетителей сайта ССЗ РГГУ возросло более чем в 3 раза. Из данных статистики следует, что студенты, прежде всего, интересуются технологией поиска работы и конкретными вакансиями и стажировками. Популярностью пользуется раздел «Работа в РГГУ». Его просматривают не только студенты и выпускники РГГУ. Студенты также активно интересуются новостями рынка труда и новыми профессиями.

С февраля 2004 года в Службе работает психолог, который проводит индивидуальные и групповые психологические консультации. Данная профориентационная работа направлена на содействие студентов в сфере занятости и трудоустройства.

Специалисты проводят индивидуальные консультации для студентов по вопросам трудоустройства и построения карьеры по следующим направлениям:

– пути поиска работы;

– возможности рынка труда;

– основные требования работодателей;

– советы и рекомендации для всех этапов трудоустройства от анализа вакансии до адаптации на рабочем месте.

Проводится психологическая подготовка к деловому общению при трудоустройстве на работу и психологические консультации по направлениям:

– составление эффективного резюме;

– ведение деловой беседы с потенциальным работодателем по телефону;

– приемы и «секретам» успешной самопрезентации на собеседовании;

– подготовка к оценочным испытаниям при приеме на работу (тесты, анкеты).

C 2009 года Служба содействия занятости студентов и выпускников РГГУ предлагает новую услугу для соискателей – компьютерное психологическое тестирование.

Система содействия занятости студентов и выпускников вуза.

Посмотрим на реальную картину трудоустройства студентов гуманитарного вуза на рынке труда.5

Служба проводит ежегодные исследования среди выпускников РГГУ на момент ими окончания университета (июнь каждого года).

Ниже приводится таблица, в которой прослеживается динамика вакансий и обращений студентов с целью трудоустройства на протяжении восьми лет. См. Таблицу № 2.

Данные демонстрируют реальную ситуацию на рынке труда за последние восемь лет. Статистические показатели динамики роста и падения рынка труда и занятости в отдельно взятом вузе позволяют проследить общую тенденцию на рынке труда России в отношении трудоустройства молодых специалистов.

В таблице № 2 видно наследие кризиса в нашей стране. Пик вакансий – предложений со стороны работодателей пришелся на конец 2006г. до середины 2008 г. Это наглядно видно из таблицы, где приводится статистика компаний, обратившихся в Службу в период 2007 и 2009 гг., количество поступивших от них вакансий в адрес РГГУ.

Данные, приведенные в таблице № 2, демонстрируют динамику роста числа студентов обратившихся в Службу с просьбой содействовать в их трудоустройстве (резюме).

В 2011 г. количество обратившихся немного снизилось, но остается относительно высокой (410 резюме) по сравнению с 2005 г. (291 резюме).

В 2005-2007 гг. студенты меньше, чем в тысячу долларов свою зарплату не рассматривали. В этот период зарплаты в стране были самыми высокими за всю 20-летнюю историю экономики России.

Сегодня студенты и выпускники рассматривают предложения и готовы трудиться за 15-20 тыс. рублей в месяц. См. Таблицу № 3

Студенты – гуманитарии получают фундаментальные знания и, ориентируясь на реальный рынок труда, уделяют серьезное внимание дополнительной профессиональной подготовке и переподготовке уже в процессе своего обучения в вузе. См. Таблицу №4.

Исследования показывают, что большая доля студентов, стремящихся получить дополнительное образование, приходится на студентов гуманитарных специальностей (за исключением психологии и юриспруденции), чем на студентов технических специальностей.

Студенты технических и экономических специальностей интересуются меньше получением дополнительных образовательных услуг, чем студенты гуманитарных дисциплин. См. Таблицу № 5.

Разброс желающих продолжить образование существует, но существенно меньше. Всего 15% между максимальным и минимальным показателями. См. Таблицу № 6.

В таблице № 7 приводится статистика предпочтений студентами выбора ими вида дополнительного образования.

Из таблицы видна тенденция увеличения спроса на магистратуру, второе высшее образование, курсы МВА.

Исследование удовлетворенности образованием студентов РГГУ показывает, что существует устойчивая тенденция роста неудовлетворенности образованием у студентов гуманитарных образовательных программ по мере нарастания обучения специальным дисциплинам.6

Только 25% опрошенных студентов заявили, что они удовлетворены получаемыми знаниями по профильным дисциплинам и 50% – удовлетворены знаниями по общепрофессиональным дисциплинам.

Студенты технических дисциплин оценивают получение знаний по своей профессии выше – 70 % высказывают удовлетворенность образованием по своему профилю.

Значимая разница видна в плане занятости выпускников разного профиля.

Худшая ситуация среди представителей гуманитарных направлений за исключением лингвистов (перевод и языки востребованы на рынке труда).

Специалисты технического, экономического профиля устраиваются на работу легче. См. таблицу № 8. При этом специалисты технического и экономического профиля. См. Таблицу № 9.

Отдельного внимания заслуживает результаты исследование зависимости уровня зарплаты выпускников гуманитарного вуза по некоторым важным параметрам.

Бытует мнение, что специалисты гуманитарного профиля получают много меньше, чем специалисты технического.

Получило широкое распространение мнение, что чем лучше студент учиться (отличник), тем выше его шансы на рынке труда. Наши исследования не фиксируют такую закономерность, по крайней мере, в отношении первоначальных зарплат.

Есть еще одно заблуждение, согласно которому студенты платной формы обучения более ответственно подходят к получению своего образования, что может сказаться на их зарплатах и успехах. Наш многолетний опыт не подтверждает и эту гипотезу.

Обратимся к реальным данным исследования.

Зарплата выпускников не зависит от см. Таблицу № 10.

Отдельного комментария заслуживают результаты исследования, свидетельствующие, что зарплата выпускников работающих по специальности отличается от зарплаты тех, кто выбрал себе трудовую деятельность, не совпадающую с полученной специальностью.

Разница в зарплатах здесь не очень велика (значимость низкая), но все-таки она свидетельствует в пользу того, что выпускники выбирают себе работу не по мотивам полученной специальности, а в силу иных факторов (дополнительное образование, привлекательная конъюнктура рынка), в первую очередь, преимущественно, материальных выгод см. Таблицу №: 11.

Наконец, интересным является тот факт, что, чем раньше студенты начинают совмещать работу с учебой, тем выше их зарплата (разница статистически значима).

Эти данные позволяют предположить, что, благодаря раннему началу карьеры, выпускники имеют лучший карьерный рост, сопровождающийся ростом заработной платы. См. Таблицу № 12.

Исследование удовлетворенности студентов (всех форм и уровней) образованием в РГГУ позволяет говорить о высокой значимости для них организации студенческой практике на выпускающих кафедрах, в целом системы содействия трудоустройства в вузе. См. Таблицу № 13.

Один из важнейших аспектов подготовки студентов к самостоятельному участию в реальной экономической жизни это опыт работы, который они приобрели за время своего обучения. См. Таблицу № 14.

Таблица № 14 демонстрирует динамичный рост внимания к получению опыта работы после кризисный период. Студенты рационально оценивают свои шансы на рынке труда и заранее готовятся к собственной профессиональной карьере.

В силу ассиметричности развития рынков образования и труда складывается парадоксальная ситуация.7

С одной стороны, работодатели не рассматривают серьезно резюме студентов и выпускников без опыта работы. Молодому специалисту, более того, студенту, выпускнику редкий работодатель доверит самостоятельное выполнение какой-либо коммерческой задачи или бизнес-функции. Доверить выполнение ответственной работы студенту, выпускнику, значит подвергнуть процесс выполнения работы по договору высокому риску, что может повлечь нарушение обязательств перед заказчиком и потерю клиента, а значит, прибыли и репутации.

Эту позицию работодателя можно понять. В то же время, студенты, прислушиваясь к рекомендациям преподавателей и родителей, начинают искать работу как можно раньше. Они уже с 1-го курса ищут работу по специальности и просто работу, чтобы соответствовать давлению социальной среды.

Заметим, что естественным становится положение, когда студенты стремятся иметь собственные деньги, которые подчеркивают их самостоятельность и независимость. Вот какими мы располагаем данными на этот счет:

– 19% наших выпускников начинают свою трудовую карьеру с самого начала своего обучения;

– 23% – со 2-го курса;

– 29% – с 3-его курса;

– 28% – с 4-5-го курсов.

Естественно, чем раньше и успешнее студенты решают задачу своего трудоустройства, тем больше они пропускают занятия. Возникает конфликты, которые не разрешимы в формате существующих требований в вузе.8

Есть ли выход из этого парадоксального положения? Первое, что подсказывает выход из этого противоречия, это перевод студентов на индивидуальную форму обучения. Против, скорее всего, будут преподаватели.

При обсуждении этой проблемы большинство преподавателей отмечают тот факт, что если в группе по 20 и более студентов, то каким образом выстраивать индивидуальные занятия с каждым студентом, проводить промежуточную и итоговую аттестацию? Хватит ли на это времени и сил? Для этого придется кардинально менять распределение часовой нагрузки на кафедрах, вносить изменения в контракт между вузом и преподавателем и т.д. Более того, если, условно, только 5 студентов из 20 будут посещать занятия, то их придется проводить лекции и семинары все равно для этих 5-х студентов. А затем, дополнительно (без оплаты), индивидуально работать с оставшимися студентами.

Показателем качества подготовки специалистов выступает положение выпускников вузов на рынке труда, становление и динамика развития их профессиональной карьеры. Несмотря на высокую конкуренцию в сфере занятости, выпускники некоторых, преимущественно, крупных и известных государственных вузов успешно ее выдерживают.

Согласно данным Департамента труда и занятости населения города Москвы выпускники этих вузов не являются постоянными клиентами этой организации. Большинство выпускников трудоустраиваются по полученной специальности (примерно от 50 до 65% студентов РГГУ от общего числа) и успешно реализуют себя на рынке труда.

Отзывы руководителей учреждений и предприятий о подготовке выпускников Университета отражают высокий уровень профессиональной компетентности, хороший культурный уровень, добросовестное отношение к выполнению заданий, ответственность.

Выпускники – гуманитарии зарекомендовали себя как грамотные, высококвалифицированные специалисты, успешно реализующие полученные знания на практике, их подготовка полностью соответствует присвоенной квалификации.

Ежегодно выпускники РГГУ приходят в Университет в новом качестве – преподавателей и сотрудников. Многие из них выбирают научную карьеру – так свыше 36% из них поступают в аспирантуру и магистратуру РГГУ и других ВУЗов.

Наконец, еще одна проблема, связанная с работой выпускников по полученной профессии.

В таблице № 15 проявляется тенденция, которую можно охарактеризовать 50 на 50. Стоит отметить, что это соотношение устойчиво и не зависит от каких-либо экзогенных или эндогенных факторов.

На рынке образования все заметнее новый заказчик — работодатель. Выпускники вузов сегодня оказа­лись крайне востребованным «товаром». Представители компаний в ходе опроса единогласно отмечают, что активно привлекают на работу молодых специалистов.

Свидетельством взаимодействия работодателей и вуза, служит ряд мероприятий, в которых принимают участие компании.

Например, ежегодные ярмарки вакансий, где компании могут провести презентации, выступить с мастер-классами, пригласить к собеседованию студентов и выпускников вуза.9

Участие в ярмарках вакансий с 2009г. не для всех кампаний является бесплатной. Некоторые вузы (например, РГГУ) из-за высокой активности компаний, стали брать за их участие оплату.

Некоторые, крупные компании и их представители, устанавливают грантовую поддержку студентам. Некоторые представители работодателей и отдельные владельцы бизнеса обладают преподавательскими способностями и по многим иным причинам активно участвуют в образовательном процессе, совмещают свою коммерческую деятельность с академическим участием в работе кафедр в качестве преподавателей. Участвуют в организации магистерских программ, в т.ч. в статусе партнеров.

Активность и рост внимания работодателей к вузу объясняется как ростом экономики страны, так и необходимостью компенсировать естественное выбытие опытных кадров. При этом нанимать мо­лодых специалистов в последние годы стали не только компании из сферы торговли, услуг, финансов, но и предприятий реального сектора экономике.

Кадровые, рекрутинговые агентства отмечают конкуренцию между компаниями, стре­мящимися взять на работу наиболее способную молодежь. Однако подавляющее большинство компаний сегодня не рас­считывают, что полученное в вузе образование позволит молодо­му специалисту немедленно включиться в работу.

Выпускник ву­за воспринимается работодателями как исходный материал для подготовки полноценного специалиста. Полученные в вузе знания – как отправная точка для дальнейшего обучения молодого специалиста.

Более важ­ным фактором при оценке потенциального сотрудника становит­ся его способность и желание адаптироваться, учиться, професси­онально развиваться. Особенно приветствуется знание иностранных языков, умение пользования компьютерными программами, способность к анализу ситуации и коммуникабельность соискателя.

Результаты исследования, проведенного информационным порталом «Executive», свидетельствуют о том, что ожидания бизнеса и молодежи друг от друга во многом совпадают.10 Бизнес считает, что молодым для профессионального роста не хватает вузовской базы знаний. А поэтому и не может гарантировать быстрый рост карьеры и зарплаты.

Работодатели на первое место ставят не профессиональные способности и деловые качества студентов (навыки работы по специальности – 21%), общие знания по специальности (52,5%) а грамотность (грамотная речь и письмо – 72%), трудолюбие (исполнительность – 77%), ответственность (78%). Результаты опроса показывают высокую востребованность молодых кадров на рынке труда.

Бизнес ждет от молодежи эрудированности, наличие профессиональных компетенций, навыков к трудовой деятельности. При этом, как показывают исследования, бизнес готов инвестировать скорее в свой собственный имидж, чем в технологии привлечения лучших кандидатов и не высказывает готовности вкладывать средства в их обучение.

Переход к 2-х уровневой системы образования в перспективе значительно расширяет рынок труда и образования, усиливает связи и взаимодействия. Выпускник получают дополнительный шанс в сфере поиска соответствующей своим способностям и запросам вида деятельности.

Вместе с тем, рынок труда развивается по собственным законам спроса и предложения, его развитие зависит от множества объективных факторов макросреды, поэтому он никогда не сможет подстраиваться под процессы вузовской среды.

Но и развитие вузов зависят от конъюнктуры рынка руда. Поэтому, именно, вузы могут и должны «настраивать» свою деятельность в соответствии с потребностями и тенденциями рынка труда.

Для этого вузами накоплен целый набор инструментов и механизмов «настройки», среди которых основной – Служба содействия занятости.11

Взаимодействие вуза и работодателей, по нашему мнению, всецело зависит от активности самого вуза, развития маркетинговых технологий продвижения студентов и выпускников на рынок труда.

Повышение эффективности взаимодействия вуза и работодателей.

Можно выделить следующие основные направления:

– Интернет-сайт Службы;

– Поисковая система по вакансиям;

– База резюме студентов и выпускников с возможностью просмотра их работодателями;

– Технология подбора кандидатов на соответствующие вакансии;

– Стационарные информационные стенды Службы в зданиях РГГУ;

– Поиск наиболее эффективного сотрудничества с Департаментом труда и занятости населения и кадровыми агентствами по вопросам трудоустройства выпускников;

– Учебно-практические спецкурсы для студентов старших курсов, развивающие навыки трудоустройства, управления карьерой и адаптации на рабочем месте молодых специалистов;

– Практические занятия на базе отраслевых кейсов компаний-работодателей (и участие представителей компаний в занятиях), включение практических семинаров и лекций представителей компаний в учебные курсы;

– Тематические и информационно-ознакомительные экскурсии студентов по компаниям работодателей и др. направления.

В Службе содействия занятости РГГУ уже с 2004 года проходят мероприятия, направленные на «ориентацию» студентов на рынке труда: семинары, мастер-классы, тренинги, презентации компаний. Эти встречи проводят сотрудники Службы с привлечением специалистов из компаний-работодателей.

К сожалению, не обнаруживается активной поддержки со стороны кафедр и деканатов в информировании и привлечении студентов на данные мероприятия.

На кафедрах необходимо институционально закрепить функцию работы с выпускниками и содействия трудоустройству студентов и выпускников с выделением персональной ответственности.

Необходимо на наш взгляд, организовать чтение специальных курсов по карьерному менеджменту для студентов. Для этого предусмотреть специальную учебную нагрузку для чтения этих курсов.

Например, это может быть курс: «Психология карьерного роста», который раскрывает проблемы планирования карьеры, диагностику карьерных компетенций, разработку карьерного портфолио, поиск и подбор вакансий, составление профессионального резюме, успешное прохождения собеседования, проблемы адаптации на рабочем месте, карьерные кризисы и карьерное продвижение, а также обзор молодёжного рынка труда.

Важно начать знакомить студентов с рынком труда в выбранной им конкретной предметной области с первого курса – дисциплина «Введение в профессию» должна содержать подробную информацию о профессиях, к которым их готовит выбранная образовательная программа.

Не редки случаи, когда к нам приходят выпускники старших курсов, которые до сих пор не представляют, где они могут применить свои полученные знания и образование.

Необходимо студентам уже на первом курсе определяться с направлением (темой), которой они будут придерживаться при написании курсовых, проектных и дипломных работ. Это поможет им более глубоко познакомиться с определенным сегментом рынка труда и быть специалистом более узкого профиля.

В последние годы в России получило распространение хорошо зарекомендовавшая себя на западе технология планирования профессиональной карьеры, представляющая собой пакет документов в бумажном или электронном варианте отражающий все достижения студента (как академические, учебные, так и личные) – карьерное портфолио.

Карьерное портфолио позволяет оценить учебные, научные, личные и профессиональные достижения студентов. Оно может включать такие документы:

– выпускная квалификационная и курсовые работы;

– отчеты и отзывы о прохождении производственных практик;

– тексты докладов на научно-практических конференциях;

– оттиски статей в профессиональных журналах;

– грамоты и благодарности за участие в семинарах, форумах, конференциях;

– свидетельство о занесении на доску почета вуза;

– сертификаты об успешном освоении тренинговых и обучающих программ;

– свидетельство о получении именных стипендий;

– рекомендательные письма от преподавателей и кураторов.

Создание карьерного портфолио требует эффективного взаимодействия студента с научными руководителями, преподавателями и кураторами в вузе в период обучения, а также с потенциальными работодателями после окончания высшего учебного заведения.

Для решения этой задачи специалисты Служба содействия занятости помогают организовать специальные мероприятия, позволяющие научить студентов грамотно подходить не только к созданию карьерного портфолио, но и к планированию профессиональной карьеры.

Отметим, что для формирования качественного портфолио требуется проведение разъяснительных работ среди преподавателей о необходимости их участия в кураторской деятельности по созданию карьерного портфолио студента (согласование темы научной работы согласно карьерным планам студента, предоставление рекомендательных писем, характеристик и отзывов о работе студента).

Для решения этой проблемы Служба содействия занятости организует семинар для ответственных лиц от кафедр по теме: «Современная технология планирования профессиональной карьеры – Карьерное портфолио студента РГГУ».

В целях содействия студентам по созданию карьерного портфолио разработан и реализован проект «Студенты для студентов», в котором студент- ведущий может реализовать свои амбиции по самопрезентации, продемонстрировать свой опыт, умения, навыки, успехи и достижения которые могут быть интересны будущему работодателю.

Так первой участницей этого проекта стала студентка 3-го курса факультета психологии Рамазанова Лариса, которая разработала и провела в июне 2011 года свой мастер-класс на тему: «Как хочу = могу?» для студентов 4 курса факультета управления кафедры маркетинга и рекламы. В ходе мероприятия ребята обсудили возможности достижения собственных целей, заветной мечты, а также способы и приёмы, помогающие отбросить факторы, мешающие добиваться успеха. Участники мастер-класса отметили полезность таких мероприятий, так как они позволяют им в стенах учебного заведения почувствовать себя равными среди равных, интересными для своих сверстников.

Служба с 2005 года проводит исследование методом анкетного опроса выпускников, непосредственно, перед вручением им дипломов. Это позволяет узнать их мнение о качестве полученного образования, полученном дополнительном образовании, о планах на дальнейшее образование, а также получить сведения о карьерных достижениях или планах трудоустройства.

Было бы гораздо эффективнее делать подобное анкетирование на первом, третьем и пятом курсах, чтобы получить полную картину. К сожалению, в этой работе мы сталкиваемся не только с сопротивлением со стороны студентов, которые скрывают или искажают сведения о собственных достижениях, но и с организацией, а точнее, с отсутствием общей мотивации для этой работы на всех уровнях управления учебным процессом. Работа по установлению взаимодействия вуза с работодателями не становится пока стратегическим направлением и не имеет соответствующего бюджета.

В планах Службы занятости создание на сайте профессиональной базы резюме студентов и выпускников, которые нуждаются в трудоустройстве. Для этого потребуется более тщательная индивидуальная работа с каждым соискателем, чтобы в резюме были грамотно прописаны все его достижения и преимущества.

К этой базе смогут быть допущены работодатели для отбора подходящих кандидатур на имеющиеся у них вакансии (конечно, будет учитываться закон о персональных данных). Работодателям будет предложено к каждой вакансии давать необходимый список тестов (кейсов), выполнение которых будет рассмотрено как критерий отбора кандидатов.

Необходимо усилить работу с выпускниками, которые руководят собственным бизнесом. К нам уже обращаются выпускники, которые стали работодателями. Они предлагают свои вакансии, готовы провести и уже проводят встречи со студентами.

На сайте Службы необходимо размещать интервью успешных выпускников и их рассказы о трудностях, с которыми они столкнулись во время трудоустройства. К этой работе должны быть активно подключены другие структуры университета: Управление маркетингово1й и рекламной деятельности, Управление по работе со студентами, Управление по работе с выпускниками, Пресс-центр.

Несколько проблем, на которые следует обратить внимание.

1. Предпринимается попытка принизить значение на гуманитарное образование, тем самым сократить на него спрос, как на «социально не эффективное» образование, в отличие от технического, естественнонаучного образования. В 2009 г. вслед за критическими заявлениями политических лидеров власти в адрес гуманитариев, Министр образования и науки России Андрей Фурсенко назвал список профессий, которые в ближайшее время не будут востребованы в России: рабочих мест в этих сферах меньше, чем выпускников вузов, передает ИТАР-ТАСС. «У нас сегодня есть доказательства того, что гуманитарные специальности, экономисты, юристы, педагоги — это специальности, которые не обеспечивают нормальные рабочие места. Это дорога в никуда», — заявил министр на совещании с ректорами высших российских учебных заведений. Даже успешное окончание учебы по этим специальностям, по словам Фурсенко, не гарантирует легкое трудоустройство.

Позиция руководства страны и ведомств в том, что гуманитарное образование является плохой инвестицией в экономику страны, более, чем странная. Гуманитарное образование – это образование свободного критически мыслящего молодого человека, а не слепого исполнителя.

Это образование, результатом которого является формирование интеллектуально образованного молодого человека, ставящего перед собой задачу понять законы развития общества, его историю, настоящее и будущее своей страны. Гуманитарное образование имеет профессиональную направленность, спрос на специалистов в сфере педагогики, образования, искусства, коммуникаций, права, профессиональных и деловых услуг растет из года в год.

Женщины, по-прежнему доминируют в получении гуманитарного образования. Они составляют большинство специалистов в области журналистики, филологии, истории, педагогики, искусства и коммуникаций. Мужчины доминируют в технической и технологической областях экономической жизни общества: математике, машиностроении, инженерии. Они охотно поступают в технические вузы.

Для девушек гуманитарные науки являются платформой для постижения собственного «я», открытия и понимания своего предназначения и социального вступления в систему семейных, общественных отношений и управления его процессами.

Понять насколько рентабельно государственные вложения в гуманитарную или техническую подготовку молодежи, разобраться в эффективном и неэффективном инвестировании государства в ту или иную сферу образования, можно только исследовав прибыльность этих вложений, а не просто размышления, похожие скорее на болтовню, чем на серьезную научную аргументацию. Только в этом случае можно будет говорить о «нецелесообразности» или «целесообразности» гуманитарного образования и о его противоречие или не противоречие развитию рынку труда в российском обществе.

Более того, первое профессиональное образование это не окончательный выбор своей профессионального предназначения и карьеры. Это только первое знакомство с правилами общественной жизни. Магистратура, аспирантура, второе высшее образование (бакалавриат), профессиональная переподготовка, МВА и т.п. образовательные программы являются еще одной ступенью профессионального роста и возможностью сменить профессию, найти более адекватное приложение для своих запросов и способностей.

Самый действенный шаг в направлении управления спросом и переориентации получения населением не гуманитарного, а технического образования – это повышение доходов, зарплат, престижа и статуса специалистов технического профиля. Пусть рынок, а не правительство определит, какие университеты более необходимы современному обществу.

2. Планирование трудовых ресурсов в нашей стране началось еще при советской власти. История попыток правительства прогнозировать потребности экономической сферы хозяйства и потребности людей, с разными задатками и навыками, как показывает мой многолетний личный опыт, бессмысленны, даже в отдельно взятой сфере или отрасли. Работодатели прогнозируют потребности в кадрах, опираясь на краткосрочную перспективу своего бизнеса. Университеты планируют выпуски специалистов различного профиля, опираясь на долгосрочную перспективу. Эта перспектива «навязана» им объективно, так как процесс образования в профессиональной сфере длится годами.

3. Актуальность гуманитарного образования можно показать на примерах появления междисциплинарных специальностей и формирования новых профессий в сфере управления, науки и искусства. В прошлые годы трудно себе было представить появление междисциплинарной подготовке специалистов в области исследований массовых коммуникаций в здравоохранения и образования, исследований в экологических и транспортных проблемах жизни общества.

Процесс появления межпредметных направлений подготовке специалистов гуманитарного профиля вызван усложнением общественных и производственных отношений в обществе. «Социология массовых коммуникаций и науки», «Психология общественных движений»; магистерские программы: «Реклама и связи с общественностью в государственном и муниципальном управлении»; «Социология политики и права»; «Управление коммуникациями в интернет» и другие направления отражают динамику современного общественного развития, усложнения социального взаимодействия различных институтов и поведения людей.

1 Статья подготовлена по материалам выступления на конференции: «Взаимодействие вуза и рынка труда», посвященное 10-летию Службы содействия занятости РГГУ.

2Троекратное превышение женского пола над мужским – соответственно 77% и 23. В РГГУ набор образовательных программ имеет гуманитарный уклон. Может быть этим объясняется тот факт, что среди выпускников женщины чаще, чем мужчины работают по специальности. (соответственно 55% и 47%, данные исследования 2011 г.)

3 Мониторинг рынка труда, классификация вакансий и резюме ведется сотрудниками ССЗ РГГУ Климовой О.Ю., Фроловой Л.Н.

4 С 2006 года специальные запросы со стороны работодателей о размещении своих объявлений на стендах РГГУ стали платными. Таким образом, пополняется бюджет Службы. С 2007г. участие в Ярмарках вакансий для работодателей тоже имеет платную основу.

5 Далее приводятся данные исследования 2011 г «Положение выпускников РГГУ на рынке труда». Обработка данных велась с использованием SPSS д.э.н., проф. кафедры маркетинга и рекламы Шитовой Ю.Ю.

6 Исследование проводилось по заданию руководства РГГУ Управлением маркетинговой и рекламной деятельности и кафедры маркетинга и рекламы при поддержке компании «Дымшиц и Партнеры» в 2011 г.

7 Ситуацию взаимодействия выпускников и работодателей метафорично можно рассматривать как феномен «красные руки». В 60-х гг. в эпоху военного противостояния Южной и Северной Кореи СССР, в качестве дружественной помощи, мы поставляли истребители СУ-27 и летчиков – консультантов в Северную Корею. США делали тоже самое, но для Южной Кореи. Молодые летчики дружественной нам Кореи сложно осваивали нашу технику. Наши военные консультанты не доверяли дорогие самолеты в руки начинающим учиться корейским военным. В то время в ходу был такой анекдот. Один советский военный задавал другому вопрос о том, почему у корейских летчиков красные руки? Ответ был таким: «Мне приходиться постоянно бить им по рукам, чтобы не трогали своими руками дорогую технику и не наносили ущерб дорогостоящему самолету».

8 Известны случаи, когда в некоторых вузах возникает практика перевода студентов старших курсов на индивидуальный график обучения (их присутствие необходимо лишь во время сессии) при наличии справки с места постоянной работы.

9 Часто презентации некоторых компаний, которые мы организуем – это просто рассказ о компании и все. Он проходит скучно и не интересно. Студентов трудно привлечь к этим мероприятиям. Когда используются кейсы, на мастер-классах – яркие спикеры, демонстрирующие будущий профессиональный успех, то обратная связь студентов и работодателя эффективна. Для того, чтобы повысить интерес студентов к выступлениям и презентациям компаний в вузе, мы стали выдавать сертификаты участия студентам. Организуем рекламу, максимально информируем студентов о предстоящих событиях и выдаче сертификата участия. Результат посещения вырастает кратно.

10 В опросе приняли участие 299 участников Сообщества менеджеров E-xecutive: руководители компаний, HR-директора, владельцы компаний. Среди них: 80 – участники крупного бизнеса, 131 – среднего бизнеса, 78 – малого бизнеса и 10 – индивидуальные предприниматели. http://www.e-xecutive.ru/education/adviser/1424081/

11 В 2010 г. Служба содействия занятости отметила свое 10-летие со дня основания.

Отчет о работе ССЗ можно посмотреть здесь:

http://www.blogger.com/blogger.g?blogID=2982083898874586185#editor/target=post;postID=7083352950730386081

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *