Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Ирвин Гофман: реклама и PR

Ирвин Гоффман. 1922-1982 умер на пике славы (Канада).

“Я” концепция центральная для всех СИ.

“Я” – это не собственность актора, а продукт театрализованного представления между публикой и исполнителем.

Самость – есть театральный эффект, порождаемый разыгрываемой сценой. Поэтому он может разрушиться во время представления. Чаще все происходит спонтанно.

Исполнитель рассчитывает на понимающую реакцию, т.е. “управление впечатлением”.

Внешний вид – социальный статус (галстук, костюм, портфель).

Манеры говорят о роли.

Ритуал ограничивает пространство театра. Ритуал придает упорядоченность и прочность в повседневной жизни.

Правила ограничивают управление впечатлениями.

Несколько верных советов от И. Гоффмана.

Люди на авансцене стремятся идеализировать картину самих себя и понимают, что что-то должны скрывать (тайные удовольствия, мелкие обманы) – все это сфера интеракции. Подробно об этом

И. Гоффман интересен для PR.

Главные роли выполняют люди: исполнители и публика.

Исполнители пытаются создать впечатление, что они ближе к аудитории, чем это есть на самом деле, скрывают фальшивость. Публика помогает.

Еще исполнитель пытается передать идею и публика хочет верить, что она наблюдает уникальные выступления – все интеракции житейских спектаклей.

Сбои бывают разные и их реакция разная. Если священник поскользнулся – ужасный сбой, если таксист не на ту улицу повернул – ущерб небольшой всему представлению.

Мистификация – метод исполнителя. Специально создают социальную “социальную дистанцию” между собой и публикой, хотят вызвать благоговейный трепет. Это помогает удерживать убеждения публики в подлинности спектакля.

Главная базовая единица анализа – команда, а не личность. Команда – группа индивидов, сотрудничающих в постановке взаимодействия. Команда – это “тайное общество”. Шаг влево или вправо – ошибка и все может сорваться. Каждый зависит от других. Закулисная зона – зона неформальных действий. За кулисами не должно быть слушателей. Есть внешняя зона. См. стр. 269.

Управление впечатлениями – цель защититься от ряда неожиданный действий (непроизвольные жесты, оплошности, оговорки или непредсказуемые – скандал, выходка).

Как решить?

1. Есть набор способов, направленных на изображение “драматургической верности” – менять чаще аудиторию, чтобы они не были слишком хорошо осведомлены об исполнителях.

2. Гоффман предлагает различные формы драматургической дисциплины: “сохранение присутствия духа”, поддержания самообладания, управление выражением лица и тоном голоса.

3. Выделяет виды драматической осмотрительности, подбор верных членов команды, благожелательной аудитории, вхождение в небольшие команды, кратковременные появления на публике и др.

Аудитория ждет и выигрывает от того же. Она ждет хорошего, обещанного исполнения.

Представление себя другим в повседневной жизни, в двух мирах, в которых люди преследуют различные цели. Личность здесь рассматривается как набор масок для представлений, скрывающих манипулятивное и циничное “Я” (Мэннинг, Manning, 1992) стр. 270.

Ролевая дистанция Гоффмана означает степень отделения себя от ролей, которые человек играет. Ролей много и мало кто поглощен некоторой определенной ролью.

Ролевая дистанция есть функция социального статуса – вывод Гоффмана.

Люди высокого статуса занимают поступательную, требовательную позицию, а люди с низким статусом – оборонительную, у них на лице можно прочесть безразличие или страх.

Стигма. Гофман рассматривал разрыв между тем, чем человек должен быть, «фактической социальной идентичностью», и тем, что он на самом деле из себя представляет, «реальной социальной идентичностью». Любой человек, имеющий между этими двумя идентичностями разрыв, «заклеймен».

Дальнейший успех интеракции зависит к какой категории из двух принадлежит человек.

В случае дискредитируемой стигмы исполнитель должен держать строгий контроль над напряжением, возникающим из-за того, аудитории известно и его трудностях. Здесь для исполнителя проблема в задавлении информации таким образом, чтобы их трудность оставалась неизвестной аудитории.

Все мы имеем стигмы: толстый человек входит в группу с нормальным весом или тот, кто лгал все время о своем прошлом и надеется, что аудитория не узнает о его обмане.

Мэннинг определяет четыре «взаимодействующих принципа, которые ограничивают непосредственную интеракцию»

1. «Взаимодействующие должны проявлять ситуационное соответствие» или «практическое знание того, как вести себя в социальных ситуациях». Выполнение того, что считается уместным. Следует пояснить, что то, что считается правильным, может меняться в зависимости от ситуации.

2. Люди должны продемонстрировать соответствующий уровень вовлеченности в данную социальную ситуацию. Например, люди обычно не могут казаться рассеянными, если участвуют в социальном взаимодействии.

3. Люди должны проявлять соответствующие уровни вежливого невнимания при взаимодействии с незнакомцами. Вежливое невнимание «выражает неустойчивое равновесие между признанием существования людей вокруг нас и намеренным уважением к ним. Мы уважаем их право на неприветливую анонимность».

4. Взаимодействующие должны быть доступны друг для друга, иначе социальная интеракция полностью разрушится.

Гоффман называл это “условием счастья”.

Анализ фреймов (структуры социальной жизни), правила, законы, определяющие интеракцию. У Р. Коллинза это КК, у Гоффмана ритуалы, порождающие значимость – мотивирует.

Как посмотреть с точки зрения фрейма. Дама кладет двое часов в карман и уходит из магазина. С точки зрения следователя это кража. С точки зрения адвоката – рассеянность.

Жириновский (хам, мат). Студентка может расценивать одно и то же как насилие – домогательство.

Эти интеллектуальные модели обогащают наши представления об обществе, нас самих, делая социологию научной вечно молодой.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *