Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

История становления и формирования рынка системы высшего профессионального образования в России.

Шевченко Дмитрий Анатольевич, д. э. н., профессор, зав. каф. маркетинга и рекламы РГГУ

D. Shevchenko, doctor of economic sciences, professor, head of chair MarketingandAdvertisingof the Russian State University for the Humanitiesshevm@rggu.ru

 

История становления и формирования рынка системы высшего профессионального образования в России.

 

The history of the formation and the formation of the market of higher education in Russia.

Статья посвящена истории становления и формирования рынка высшего профессионального образования в России. Автор выделяет два исторических этапа 1992-2012гг. и с 2012г.

Анотация.

The article is devoted to the history and formation of the market of higher education in Russia. The author identifies two historical stages in 1992, 2012. and 2012.

Ключевые слова.

Рынок высшего образования. Исторические этапы. Государство. Высшее образовательное учреждение. Маркетинг образовательных услуг.

The higher education market. Historical stages. State. Higher educational institution. Marketing of educational services.

 

 

Историю становления и развития рынка системы высшего профессионального образования можно разбить на два исторических этапа.

1. Период с 1992 года по 2012 год – это этап стихийного формирования рынка ВПО. Наиболее заметными явлениями для этого периода  стали: принятие законов РФ «Об образовании» 1992 г.; «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996г.; признание России страной с рыночной экономикой – США и ЕС в 2002 г.; присоединение России  к Болонскому процессу в сентябре 2003 года и ряд других нормативно-правовых актов.[1]

2. Период с 2012 года по настоящее время – это новый этап развития рыка ВПО, в котором государство возвращает себе ведущую роль. Для современного периода значимыми событиями являются: вступление России во Всемирную торговую организацию, принятие нового закона РФ «Об образовании» 2012 г.

В начале  1990-х годов становление рынка высшего профессионального образования (ВПО) происходило в условиях, когда России столкнулась с падением реального ВВП, продлившееся в течение последующих 10 лет. В этот период времени происходит становление новых взаимодействий власти центра и регионов России. Бюджеты центра и регионов не позволяли в должной мере финансировать высшую школу, что привело к серьезной дестабилизации ее источников.

В тоже время, вузы столкнулись с невиданным спросом на высшее образование со стороны населения, которое активно включилось в строительство  новой России. После принятия основного закона  РФ «Об образовании» в 1992 году в 1996 г. был принят  №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Принятие этих двух фундаментальных закона легло в основу дальнейшего формирования законодательной базы развития рынка высшего профессионального образовании в России. По отношению к вузам государство из регулирующего органа стало превращаться в крупного заказчика образовательных услуг. В основу взаимоотношений между государством и вузом легла контрактная система выполнения госзаказа на подготовку кадров новой экономике.

Для удовлетворения растущего спроса на подготовку специалистов рыночной экономики, требовались необходимые финансовые средства, однако государственный бюджет был не в состоянии их обеспечить.

Встал вопрос о реформировании системы высшей школы, приведение ее в соответствии с новыми требованиями рыночной экономики. Государство открыло путь высшей школе к самостоятельному поиску решения своих финансовых проблем, предоставив им возможность введения платного образования, сдачи находящегося в управлении вузов государственного имущества в аренду, освобождение от НДС, налога на прибыль и предоставляя им другие льготы и преференции.

Для ВПО начался новый исторический период становления и формирования рынка высшего профессионального образования в России. Регулирующая и направляющая сила государства, которому, как правило, в период перехода к новым условиям хозяйствования  отводится главная роль, не действовала в должно мере.

В 90-е и последующие годы государственная политика придерживалась стратегии «невмешательства» в развитие конкурентного рынка образовательных услуг. Государство стремилось создать условия для создания насыщенного рынка ВПО, поэтому оно выступало на стороне и производителей образовательных услуг (ОУ) и на стороне потребителей. Государство, особенно в 90-годы само испытывало «муки» обновления и находилось в стадии своего формирования. Анализ исторической ситуации 20 летнего периода государственного регулирования ВПО, позволяет говорить о минимальной роли государства в становлении и дальнейшем развитии рынка ВПО.

Государство не могло в должной мере обеспечить потребности вузов в подготовке кадров, оно проводило политику сокращения финансирования сферы образования.

Государство полностью утратило статус заказчика распределение специалистов после окончания вуза. Вузы и выпускники впервые после революционной истории России были предоставлены самим себе. Можно говорить о том, что дискуссия о саморегулировании образовательной среды закончилась в пользу сторонников «невидимой руки» рынка.

Прежняя структура размещения производительных сил испытывала кардинальную ломку. Работодатели представляли собой  первопроходцев новой экономической ситуации свободной экономики России.

Сфера образования, не испытывая на себе влияния административно-командного жесткого регулирования,  продолжало существовать как социальный институт. Школы все также обучали школьников, выдавали им свидетельства об окончании среднего образования, а вузы, все так же, как и прежде, принимали их в свои ряды в соответствие с результатами их школьных оценок в аттестатах. Система высшего профессионального образования, как и вся система образования в России, опиралась на исторические традиции национальной культуры. 

Существование и развитие системы ВПО связано с другими секторами экономике: обрабатывающей промышленностью, сельским хозяйством, энергетикой, машиностроением, металлургией, медициной, строительством, наукой, культурой и др.

Процессы стагнация, затронувшие, практически весь комплекс  производительных сил России и их инфраструктуры, самым серьезным образом  сказались на дальнейшем развитии системы ВПО.

Бюджетное финансирование и выделение бюджетных мест со стороны государства продолжалось, но оно составляло не более 20-30% фактической зарплаты профессорско-преподавательского состава (ППС), сотрудников, поддержания и обновления материального, технического и иных необходимых ресурсов и активов нормально деятельности вузов. Остальные финансовые средства, для нормального функционирования вуза, надо было самостоятельно научиться зарабатывать. В период с 1990-х гг. по 2012-е гг., в течение 15 последующих лет, решать проблему выживания ВПО, было предоставлено самим вузам.

Государство предпринимало меры поддержки ВПО, регулируя их деятельность в соответствие с бесконечным потоком новых правил и законов.  Среди главных целей была подготовка отечественной системы ВПО и науки  к интеграции в международное образовательное пространство. Так в 1999 году была подписана Болонская декларация с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Присоединение России к Болонскому процессу произошло в сентябре 2003 года. Основная идея болонской конвенции заключалась в ориентации подготовки специалистов в вузах и присуждение академических степеней требованиям рынка труда. Полный переход к 2-х уровневой системе подготовке: бакалавриат (4года, прикладной – 3 года) и магистратура (2 года) произошел в 2011-12 гг.[2]

Период присоединения также мучительно переживался в вузах и со стороны руководства и, особенно, со стороны ППС. Необходимо было (это происходит и сегодня) обучать бакалавров и магистров по новым Гостам, а специалистов доучивать по «старым».

Следует заметить, что государство стремилось, во-первых, перевести всю систему ВПО на Болонские рельсы, а затем (с 2012года) подготовить к этим требованиям и рынок ВПО, что мы и наблюдаем сегодня (мониторинги Минобрнауки, международные рейтинги).

В прежние годы, благодаря предпринимательской активности и способностям опытных руководителей вузов и ППС, удалось организовать поступление денежных средств от сдачи в аренду помещений, от платных форм  ведения  обучения. Пополнение бюджета вуза посредством использования платного обучения и др. трасакций, в решающей степени, позволило многим госвузам выжить в смутное время, длившееся 20 лет.

В период 1993 -2005 гг. в бюджетах госувуза доля денежных средств от  сдачи в аренду достигала 60% процентов.

В период становления рыночных форм хозяйствования у вузов наряду с государственным заказом на подготовку специалистов, определенного профиля, появился еще один источник дохода, пополнения необходимого бюджета для нормального функционирования – домохозяйства (абитуриенты и родители).

Предоставление вузам оказания платных образовательных услуг следует рассматриваться в качестве основы возникновения и развития рынка высшего профессионального образования в России.[3]

Организация и развитие в вузах платного образования, создание своих конкурентных образовательных программ (ОП) является развитием рынка высшего профессионального образования в целом.

Постепенно предоставление платных образовательных услуг стало более рентабельным бизнесом для вуза, чем сдача им в аренду имущества.[4]

В некоторых вузах, таких как РГГУ, РУДН, ГУУ, ФА, РЭА, МГЛУ и некоторых других в период 2009-2012гг. доля доходов от платного образования в бюджет вуза уже стала достигать 50-60%.

Для наглядности представим примерную структуру бюджета крупного государственного университета в период 2010-2012 годов.

Планируемые доходы вуза,  всего: 100% (1600000,0 nтыс. руб.).

Все данные представлены в условных «n» единицах и натуральных показателях – тысячах рублей.

Из них:

средства федерального бюджета составляли: 40% (640000,0) с учетом выделения средств на образовательную деятельность (520000,0) уплату налогов, научную деятельность (3550,0), от сдачи в аренду имущества (85000,0);

внебюджетные средства 58,5% (936000,0) в том числе 54% – доход от платного обучения студентов (864000,0).

Остальные доходы получены:

от филиалов и представительств – 92300,0, что составляет менее 10,0% от  всех внебюджетных источников;

обучение иностранных граждан – 21550,0 (2,3%); ИПК (в т.ч. второе высшее) – 6,0%;

аспирантура и докторантура – 1.5%;

подготовительные курсы, лицеи – 5,0%.

прочие внебюджетные поступления (услуги библиотеки, издательский центр, оплата за проживание в общежитие и пр.) – 9,5%.

Остальные доходы вуз получает от реализации коротких ОП: повышения квалификации, разных коротких курсов, бизнес-школы, МВА, и т.п. форм дополнительного образования, всего: 10-11%.

Расходы на рекламную, PR, маркетинговую деятельность  составляют в совокупности не более 1,5%.

Как видно, бюджет вуза пополняется в основном за счет реализации вузом своих образовательных услуг на потребительском рынке. Маркетинг образовательных услуг, продвижение образовательных программ становится главным направлением вуза на конкурентном рынке ВПО.

Высшее учебное заведение как социальный институт выполняет свою функцию сохранения, воспроизводства и развития национальной культуры, Вуз исторически призван выполнять функции подготовке и включения индивидов в профессиональную структуру социума  в соответствии с реальной структурой общественного разделения труда.

Образование, как общественное благо, в этот период начинает приобретать черты товара (образовательная услуга). Платность образования – это предложение ценности в обмен на иную ценность – деньги. Предложение  тогда является товаром, когда оно может быть приобретено. Спрос на образовательную услугу должно соответствовать спросу со стороны потребителя, иначе это образование не может быть куплено, т.е. за него никто не заплатит, кроме государства.

Приобретение образовательных услуг может производиться  только по той, цене, которую готовы заплатить покупатели. Спрос на образовательную услугу (ОУ) может стать фактом реальности, актом купли-продажи, лишь в том случае, если у покупателя есть, не только соответствующая потребность в ее приобретении, но и соответствующая готовность, подкрепленная его материальными возможностями – достаточными для оплаты денежными средствами.

В экономической теории принято различать три основных типов благ: исследуемые, опытные и доверительные.

Образовательные услуги в системе ВПО не могут являться опытными или исследуемыми, которые можно оценить до момента потребления. Образовательная услуга имеет свойство доверительного блага, точно также,  как медицинская, консультационная услуга и т. п. Доверительное благо, каким является образовательная услуга, можно оценить лишь по прошествие значительного времени. Более того, оценить качество полученных образовательных услуг, строго говоря, вообще представляется делом невозможным.[5]

Спрос на образовательные услуги на рыке ВПО формируется на основе  психологических ощущений и наблюдений домохозяйств за престижностью и доходностью тех или иных профессий, представители которых имеют гарантированный высокий заработок и/или перспективу карьерного профессионального роста.

Для общественного сознания характерно формирование стереотипов, выраженных в имидже и репутации вузов, суждений о не престижных и престижных профессиях, получение которых в вузах или гарантирует получение материального благосостояния или, напротив, не является гарантом счастливого будущего своей семьи и своего ребенка.

Закон В. Парето 80/20 можно читать универсальным. В советские времена, профессии: инженера на заводе, бухгалтера, экономиста, юриста, специалиста по торговле, закупкам, а также работа в бюрократических заведениях не являлись престижными. Эти профессии получали 80% выпускников вузов. В современной российской рыночной экономике они, напротив, они приобрели высокую общественную ценность.

Прежде, престижные профессии: исследователя, учителя, педагога, работника социальной и медицинской сферы, специалистов культурных и научно-исследовательских учреждений, в современном общественном сознании оказались не престижными и пользуются 20% спроса со стороны абитуриентов и их родителей. Подготовка по этим профессиям, необходимым для культурного воспроизводства общества, поддерживались исключительно государственным бюджетом. Бюджетные места выделялись, также, и на престижные образовательные программы (специальности). Правда, на них, как и сейчас, всегда существовал огромный конкурс, где использовались специальные системы отбора – олимпиады, золотая медаль, а также искусные коррупционные схемы.

В период 1990-2012гг.спрос на рынке образовательных услуг становился ориентиром в сознании и психологии руководителей вузов. Бюджет и репутация вуза стала зависеть от востребованности их образовательных услуг. Естественно, что вузы, не имеющие формальной возможности вести подготовку по образовательным программам (специальностям, пользующихся спросом у населения) стали менять свой статус и переходить в формат университетов. Вот тогда МГУ им. Ломоносова – единственный в СССР – классический университет, перестал быть единственным в этом статусе. В эти годы, все крупные институты и некоторые академии, чтобы заработать необходимые денежные средства, стали преобразовываться в университеты. Получив статус университета, эти вузы (в том числе и множество технических) могли открыть специальности: экономика, право, менеджмент и др. рыночные направления профессиональной подготовке специалистов, пользующиеся высоким спросом, в том числе и для собственных отраслей и сфер деятельности.

Рынок образования все более переставал соответствовать потребностям рынка труда. Подготовка профессиональных специалистов в вузах не учитывала более требования рынка труда. Подобная ситуация негативно сказалась на развитие профессиональной структуры региональной экономике.

В итоге, общество столкнулось, с одной стороны,с хроническим перепроизводством специалистов невостребованных рынком труда, с другой – огромным дефицитом необходимых специалистов для экономического развития страны. Эта ситуация становится существенным тормозом экономического и культурного роста общества в целом. Предпринимательская лихорадка охватила многих руководителей и бизнесменов, которые поняли, что можно получить высокую прибыль от реализации услуг высшего образования. На рубеже 2005-2008 годов среди вузов развернулась настоящая конкуренция. Технические и гуманитарные государственные и негосударственные вузы стали ожесточено бороться за кошельки абитуриентов и их родителей. Выход на рынок высшего образования не имеет высоких входных барьеров. Чтобы организовать частный университет не требуется больших первоначальных вложений. Достаточно взять в аренду необходимое по нормативам помещение, приобрести обстановку и оборудование для занятий, набрать преподавательских и вспомогательный состав персонала и все – бизнес в сфере образования есть.

В период 2005-08 гг. началось повальное открытие, в том числе,  в технических вузах непрофильных образовательных программ по экономике и юриспруденции. При этом заработная плата ППС в таких вузах была ниже заработной платы кассира в магазине. Преподаватели, чтобы прокормиться, искали выход в чтение лекций и семинаров сразу в нескольких вузах. Они получили прозвище «артельщики».

В 1994 году была создана Ассоциация негосударственных вузов России в целях защиты интересов негосударственных образовательных учреждений (НОУ). Эта Ассоциация имела своей целью решение проблем и обеспечение равноправного участия НОУ в системе ВПО,  наряду с госвузами. Ставила задачи равнодоступности финансирования и выделения бюджетных мест. В 2007 году в Российском Союзе ректоров была создана секция НОУ, в которую входило 109 ректоров – членов Ассоциации НОУ. Появление в российской образовательной среде негосударственного сектора усилило конкуренцию вузов. С одной стороны, возникновение и развитие НОУ приблизило образовательные услуги к месту жительства, предложило новые образовательные и экономические модели, с другой понизило качество и престиж высшего образования, так как сделало его, по – сути, легкодоступным.

Качество образования в эти годы постепенно снижалось. Причины такого положения следует искать не столько в недостаточной организации  образовательного процесса руководством вуза или не качественной работы ППС, сколько в самой системе ВПО. НОУ не могут оказывать существенного влияния на рынок труда и рынок ВПО. Количество студентов и выпускников в ГОУ и НОУ примерно 80% к 20%. Это соответствует доли НОУ в общей системе ВПО. Они составляют не более 20%.  Но для отдельных регионов НОУ играли важную роль в обеспечении спроса на престижные специальности, которые, правда, не соответствовали профессиональным потребностям рынка труда

К этому времени стали складываться сетевые формы ведения бизнеса, «эмигрировавшие» к нам с Запада и США. Особое развитие сетевой бизнес получил в сфере розничной торговли и быстрого питания. В 2000-е гг. появилось множество сетевых магазинов: «Пятерочка», «Седьмой Континент»; ресторанов и кафе в формате фаст-фуд: Макдональдс, Ростикс, Баскин-Робинс , которые быстро стали популярными и отвечали потребностям населения. В сфере ВПО сетевые формы ведения бизнеса были также подхвачены посредством распространения филиалов и представительств. По характеру своего развития в середине 2000 2012-х годов рынок системы ВПО мало, чем отличался от любого крупного потребительского рынка: одежды, недвижимости, обуви. Операторы рынка образовательных услуг подхватили технологии маркетинговой агрессии. Они стали использовать технологии продвижения ОУ также, как и операторы на рынках недвижимости, молодежной одежды и обуви, телекоммуникаций, других рынках потребительского сектора. Основная цель такого бизнеса – адаптация своей деятельности, подстройка своего ассортимента и качества своей продукции в соответствие с желаниями рыночных сегментов, используя, при этом все  новейшие технологии продвижения ОУ, социальные сети, сайты, блоги, кастомизированный маркетинг и др.[6]  

В первом десятилетие 2000-х гг. высшее образование стали получать уже 99% населения. Домохозяйства рассматривали поступление в вуз своих детей с такой же необходимостью, как приобретение одежды  обуви, товаров массового спроса.

Утратив обратную связь с рынком труда, рынок ВПО стал развиваться по сценарию потребительского рынка товаров массового спроса, для которого характерно ориентация на спрос со стороны населения, с целью удовлетворения потребностей индивидуальных покупателей. Высшее образование становилось массовым благом для населения. Количество филиалов росло стремительными темпами в регионах России.

Рынок высшего профессионального образования стал развиваться по законам монополистической конкуренции, где множество производителей предлагают аналогичные продукты, но разные по качеству и цене.

В начале 2000-х годов получает широкое распространение концепция брендинга.

Брендинг вуза – целенаправленные маркетинговые мероприятия и действия по созданию долгосрочного предпочтения потребителей образовательным программам вуза. Он реализуется  в процессе специальных воздействий целого комплекса маркетинговых коммуникаций:  товарного знака, торговой марки, рекламных обращений, других усилий маркетинга, помогающих выделить образовательные услуги вуза среди предложений вузов-конкурентов. Главная цель брендинга – создание уникального, положительного образа вуза в сознании и психологии потребителей.[7] Создание и управление брендом вуза стало действенным инструментом позиционирования его торговой марки на конкурентном рынке.

В середине 2000-2010 гг. университеты начинают осуществлять контрактное взаимодействие с вузами зарубежных стран. В целях сближения российского научного сообщества с учеными-соотечественниками, ведущими свою научную деятельность за пределами России, в мае 2010 г. в Берлине состоялся Конгресс соотечественников – выпускников российских вузов, работающих в РФ и за рубежом.[8]

Важным шагом в развитие научно-образовательной деятельности в вузах стал Указ Президента РФ №1448 от 07.10.2008 «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов». Позже вышло Постановление Правительства РФ №550 от 13.07.2009 «О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»».[9]

Появляются образовательные программы с двойными дипломами, защиты дипломов на иностранном языке.

В стремление «омолодить» российскую науку, Минобрнауки России в 2005 г. вводило ограничения на возраст лиц, занимающих административные позиции: до 65 лет для ректоров вузов и директоров НИИ и до 60 – для остальных руководителей подразделений. Но в 2006 г.  Государственная дума РФ приняла поправки к законам, вследствие которых был отменен возрастной ценз для ректоров вузов, директоров НИИ и руководителей структурных подразделений. Проблема привлечения молодежи в ряды ППС только начинает приобретать актуальность, что подтверждается разработкой и внедрением некоторых преференций для молодых ППС в вузах.

В этот момент актуальным становится маркетинг образовательных услуг или маркетинг высшего профессионального образования. Маркетинг образовательных услуг представляет собой процесс планирования и реализации вузом своих образовательных программ в зависимости от требований рынка, направленный на их совершенствование, определение цены, увеличение спроса, продвижение на основе взаимовыгодного обмена ценностями между вузом и потребителями.

Нерегулируемый рост числа вузов и студентов, переизбыток выпуска специалистов с высшим образованием по ряду специальностей, невиданный рост числа филиалов вузов, низкая оплата труда персонала и ППС, устаревшее оборудование,  аудиторный фонд и многое другое поставило перед государством сложную задачу.[10]

Конкуренция среди вузов в 2005 – 2008 годах достигла своего пика. В 2005 году Россия по количеству студентов (480 человек на 10000 тыс. населения) вышла на третье место в мире, уступая только Польше (5212) и Финляндии (534). Число вузов к 2008-2009 гг. составило1134. Из них государственных вузов – 660, негосударственных – 474.

Пик развития рынка ВПО совпал с общеэкономическим кризисом 2008 года, который привел к сворачиванию многих национальных проектов и программ.[11] Развитие вузов на рынке ВПО в 2008-2011гг. было предоставлено самим себе. Спрос населения на образовательные услуги вузов во время кризиса существенно не изменился, а цены на специальности, пользующихся повышенным спросом населения в ведущих вузах России даже выросли. В 2006-2007 гг. цены на образовательные услуги в крупных вузах на престижные специальности: менеджмент, экономику, право, рекламу достигли в среднем 220 т. р. в год. В 20010-11гг. они выросли на 10-12% и составили в среднем 240-250 т. р. в год  (МГУ – 210-240; МГИМО – 210-230; ВШЭ – 230-260; АНХ 230-270), что позволило удержать заработную плату штатному персоналу вуза на прежнем докризисном уровне.[12]

К 2008 году количество профессорско-преподавательского состава составила рекордное число – 419,2 тыс. чел. Это на 35%  больше, чем в  2000-2010 г. Заметим, что после кризиса 2008-2009 г. численность ППС стала уменьшаться и составляла к 2010 г. 397, 5 тыс. человек. Это объясняется не падением заработной платы ППС и персонала вузов,  а упорядочиванием штатов ППС. Вузы приняли стратегию увеличения заработной платы ППС, находящихся в штате кафедр, при общем сокращение средней численности ППС в вузе. Обычно ГОУ компенсировали свои доходы за счет повышения цен на обучение.

Государство отдавало себе отчет в том, что оно является гарантом общенациональных интересов, продолжало осуществлять свою политическую роль на рынке высшего образования. В этот период, опираясь на органы контроля и аудита  деятельности вузов, проводило многократные рейды, связанные с аттестацией и аккредитацией вузов.

Одним из важных шагов модернизации ВПО стал национальный проект «Образование» 2005 года, который должен был ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям в стране и мире.

В проекте «Образование» 2005 года были заложены амбициозные цели и два конструктивных механизма. Во-первых, выявление и приоритетная поддержка лидеров – «точек роста» нового качественного образования. Во-вторых – внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов. Поиск новых «точек роста» было связано с созданием федеральных университетов, где смогли аккумулироваться средства для развития вузовской науки. Развитие рынка ВПО в этом проекте предполагало открытие новых бизнес – школ, которые могли бы обеспечить прорывное развитие отечественной экономике, обеспечивало формирование собственной системы подготовки и переподготовке топ-менеджеров высочайшего класса.[13] В последующие годы, Министерство образования пыталась реализовать эти цели, но всякий раз чувствовало сопротивление уже сложившегося рынка ВПО, где основным аргументом развития вуза стала прибыль.

Вечная российская проблема – оплата труда ППС в вузе. Восприятие преподавателем объема материального вознаграждения за свой педагогический труд, оценка им собственных затрат и полученных выгод относится больше к философской проблеме справедливости, чем к экономике. Измерить, буквально, сколько и какой объем знаний и компетенций преподаватель должен передать студенту, в определенное время и какой объем денежных средств он  должен за это получить, в сфере услуг, невозможно, точно так же, как и студенту оценить стоимость полученных знаний.

Процесс повышения заработной платы ППС в вузах за счет выделенных средств госбюджета, региональных муниципальных и местных бюджетов на деле оборачивается активным поиском дополнительных средств на «достойную» зарплату в самих вузах. При этом ректоры, которые не своевременно или по иным причинам не приближаются к уровню зарплаты своих ППС до среднего уровня зарплаты по региону, получают выговоры и предупреждения (такой выговор в конце 2012 г. уже «заработал» министр образования Д. Ливанов). В вузах разворачивается активный поиск средств на повышение зарплаты ППС, который знает и чувствует каждый преподаватель и сотрудник конкретного вуза. Процесс сбора пополнения средств на зарплату ППС происходит за счет резкого сокращения расходов на ремонты помещений, закупку необходимого оборудования, что самое печально и критично, сокращение отдельных категорий ППС, сотрудников и увеличения соответствующего объема учебной нагрузки на преподавателей.

Но все началось в новое время, время возникновения рынка ВПО в 90-х годах. Ставки ППС и ректора, предусмотренные госбюджетом, кроме сожалений, не вызывали и не вызывают до сих пор, других эмоций. В советское время повышение зарплаты ректора зависело от уровня зарплаты проректоров, деканов, заведующих кафедрами и ППС. Для того, чтобы повысить зарплату ректора, надо было поднять зарплату ППС. С отменой назначения величины заработной платы ректору и другим представителям персонала в вузах, уровень зарплаты (стимулирование надбавок за счет заработанных внебюджетных средств вузом) стал полностью зависеть от ректора. Отсутствие эффективных экономических механизмов в повышение зарплаты ППС, непременно, замещается неэкономическими механизмами, строящимися на личных симпатиях и антипатиях.

Стихийные процессы, которые были характерны для рынка ВПО в период 1992-2012 гг. гг. позволяют говорить о роли  государства больше, как о наблюдателе, чем о регуляторе.

Рынок ВПО, как и любой иной рынок, в силу собственной логике своего развития, не может удовлетворить интересы потребности общества и индивида. Эта роль отведена государству. С целью обеспечения единства требований к выпускникам средней школы и придания процессу поступления в вузы более прозрачного характера, Министерство образования и науки РФ издает ряд соответствующих приказов.[14] Так в соответствии с Болонской конвенцией в России в школах введен единый государственный экзамен, результаты которого стали основанием для поступления выпускников средних школ на конкурсной основе в вузы и ссузы.

Государственная образовательная политика является ключевым организационно-экономическим инструментом создания равноправных условий развития рынка ВПО, направленного на удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон его участников в укрепление культуры и развития научно-технического прогресса. В настоящее время государство самым требовательным образом поставило перед вузами задачи улучшения качества.

Последние события на рынке ВПО относятся к 2012 году. Этот новый период в развитии рынка ВПО можно считать переломным. Современный этап рынка ВПО характеризуется системными изменениями. Качество рынка высшего профессионального образования стало в центре внимания Президента РФ, который взял на свой контроль совершенствование качественного состояния рынка ВПО. Преобразования на современном этапе развития рынка ВПО во многом связаны с возвращением внимания к реализации принципов и целей совершенствования образовательной политики государства, заложенные национальной программой «Образования» 2005 года. В настоящее время рынок ВПО переживает качественно новый этап своего развития, Глобальные мировые процессы затронули все отрасли народного хозяйства и культуры. Необходимость качественно нового состояния рынка ВПО связана с выступлением России во Всемирную торговую организацию.

В заключение целесообразно кратко резюмировать некоторые положения настоящей статьи.

1. Первый период формирования и развития рынка ВПО относится к

1992 по 2012 годам. Он характеризуется максимальной свободой вузов в разработке рыночных предложений, отвечающих спросу на потребительском образовательном рынке. В 90-е и последующие годы государственная политика придерживалась стратегии «невмешательства» в развитие конкурентного рынка образовательных услуг.

2. Второй период развития рынка ВПО относится к 2012-2013 гг. Этот период связан с вступлением России во всемирную торговую организацию и принятием нового ФЗ «Об образовании» 2012г. Этот период можно охарактеризовать, как период начала реформ на рынке ВПО Государство возвращает себе роли макрорегулятора рынка ВПО. Государство (в лице Минобрнауки) не утрачивает свою регулирующую роль по отношению к рынку ВПО, так как является «надрыночной» структурой. Мониторинг вузов 2011-12гг., проводятся в отношение государственных в и коммерческих вузов, входящих в юрисдикцию Минобрнауки.

3. Организация и развитие в вузах платного образования, создание своих конкурентных образовательных программ (ОП) является развитием рынка высшего профессионального образования в целом.

4. Рынок высшего профессионального образования (ВПО) в России по своей экономической природе и характеру развития относится к рынку монополистической конкуренции. По содержанию и форме своего развития рынок ВПО мало, чем отличается от потребительского рынка товаров массового спроса. Это дает основание специалистам по маркетингу использовать многочисленные инструменты совершенствования и продвижения продукции (образовательных услуг) вуза на потребительском рынке.

5. Дискуссия по поводу того, является ли образование, в том числе ВПО товаром или общественным благом (доверительным) не имеет более оснований. Образовательная услуга (ОУ) является  товаром, поставщиками которой могут быть не только отечественные вузы, но западные (вступление России в ВТО). При этом она не утрачивает характера общественного блага и не является исключительно платной.

6.Качество ОУ ВПО определяется их соответствием требованиям Государственного образовательного стандарта (ФЗ «Об образовании» 2012г.)

Государство является заказчиком на подготовку специалистов определенного профиля. Оно размещает свой заказ для вузов на конкурсной основе.

7. Государственная образовательная политика является ключевым организационно-экономическим инструментом создания равноправных условий развития рынка ВПО, направленного на удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон его участников в укрепление культуры и развития научно-технического прогресса.

8. Характерной особенностью первого периода стихийного формирования рынка ВПО стало перепроизводство специалистов некоторых профессий. Выпускники гуманитарных и технических вузов наиболее престижных профессий, обеспечивающих самый высокий доход вузам, таких как: экономика, менеджмент, право на 70% являются невостребованными со стороны рынка труда, особенно в регионах.

9. Рынок системы ВПО, кроме предоставления населению платных образовательных услуг, включает  целый набор направлений, который имеет коммерческий характер:

– использование корпоративных методов управления вузом: стратегическое планирование, принятие бюджета, финансовый и административный контроль расходов вуза и его подразделений и т.п.;

– сдача в аренду помещений;

– благотворительность и спонсорские пожертвования;

– использование денежных фондов выпускников, эндаументы;

– открытие школ-бизнеса и МВА;

– государственно-частное субсидирование;

– проведение платных консультаций и оказание профессиональных услуг населению;

– заключение договоров научно-исследовательского характера со сторонними организациями;

– регистрация изобретений и патентов;

– участие ППС в грантах и иных платных программах различных фондов;

– создание бизнес-инкубаторов и венчурных компаний в вузах;

– организация курсов повышения квалификации и переподготовки;

– дополнительное платное образование, дистанционное образование;

– организация корпоративных университетов;

– введение стимулирующих денежных надбавок, в разы превышающие бюджетные ставки ППС;

– возможность для ППС, внештатной работы, чтения платных лекций (почасовая оплата) в нескольких вузах;

– маркетинговая, рекламная и PR активность вуза;

– другая коммерческая деятельность и предпринимательство.

Сторонники «академической чистоты» университета считают, что коммерциализация научной и педагогической деятельности приводит к формальным количественным измерениям ее результатов в форме товара, получение прибыли, денег, тем самым утрачивается истинная ценность вуза как источника познания и разума. Прибыльность образовательных программ, подстегиваемая конкуренцией среди вузов, утрачивает интеллектуальное их достоинство, так как оценивается по их прибыльности. Рыночные процессы, усиливающиеся на рынке ВПО, имеют под собой серьезное основание для подобной тревоги. Беспокойство остается и оно не напрасно, так как служит эндогенным тормозом всепоглощающему коммерческому соблазну. Следует  соблюдать меру в балансе академической строгостью и коммерческой всеядностью при разработке и утверждении учебных программ, назначениях и открытия новых структур. В этих случае следует  учитывать мнение ученых, а не только требования рынка.

В каждом университете есть активные и добросовестные преподаватели, любящие свой труд и студентов, а есть нейтральные и инертные. Можно активно писать статьи и заниматься научными исследованиями, а можно этого не делать и, тем не менее, оставаться в штате и не беспокоится, что тебя уволят. Деканы и руководители кафедр практически не используют менеджерский арсенал методов управления своими подразделениями, они, скорее всего, даже не знают о них ничего. Некоторые читают полные курсы по стратегическому и тактическому планированию, менеджменту, управлению персоналом, но практически не могут использовать эти принципы на практике.

Рынок высшего образования не имеет таких четких критериев оценки рынка как емкость и доля рынка, стоимость единицы персонала, рентабельность студенческой группы, точка безубыточности, окупаемость инвестиций, профессиональная аттестация преподавателей и т.п., по которым можно судить об эффективной деятельности университета. Минобрнауки стремится повысить ответственность университета за расходованием бюджетных и внебюджетных средств по количественным критериям: расходы на научно-исследовательскую деятельность, расходы на повышение квалификации ППС и т.п. Нельзя согласиться с утверждениями относительно командно-административного давления на вузы со стоны Минобрнауки. Государство в праве знать, как выполняются требования ГОСТ и эффективно расходуются деньги налогоплательщиков. Несомненно, качество научных исследований и квалификации преподавателей с помощью количественных параметров не определишь. Но сигнал вузы получают и начинают действовать. Административные методы, которые широко применяются в вузах: увеличение учебной нагрузки на преподавателя, сокращения штатов и увеличение за счет этого зарплаты преподавателей на кафедрах, количество научных публикаций в РИНЦ не могут улучшить качество образования.

Вузы испытывают постоянный дефицит в денежных средствах в источниках новых доходах. Вузы, во всем мире зарабатывают денежные средства, пополняя свои бюджеты и доходы ППС на рынке образовательных услуг, преимущественно, за счет бизнес-школ, МВА и т.п. платных дополнительных образовательных программ. Министерство и вузы ищут уникальные подходы к повышению качества работы ППС, научной деятельности в вузе. Разрабатываются методики повышения качества научной работы преподавателей: стимулирующие денежные вознаграждения за научную активность (РГГУ),  академические надбавки, повышение репутации вуза (ВШЭ) и др. Коммерциализация высшего образования, использование рыночных механизмов хозяйствования и развития качества образовательного процесса и науки является средствами повышения вуза в рейтингах, в целом его конкурентоспособности. Имидж и репутация вуза становятся основаниями для потребительского выбора вуза, а это означает, что основной источник дохода находится на рынке высшего профессионального образования.

Россия должна стать частью мирового сообщества не только в экономическом отношении, но и, прежде всего, в культурном, а значит и в сфере высшего профессионального образования. Рынок высшего профессионального образования переживает новый этап в своем развитии. Российские вузы должны стать научно-образовательными центрами, основой развития человеческого интеллектуального капитала России. Это качественно новая страница в развитие рынка высшего профессионального образования.



[1]  ФЗ «О собственности в РСФСР» от 24/12/1990; «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25/12/1990; Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2119-1 “О порядке введения в действие Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”; Указ No.66 от 29/1/1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий»; Закон РФ “Об образовании” N 3266-1 от 10.07.1992. В статье 45 Закона «Об образовании», принятому в 1992 году сказано: «Государственное и муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать платные дополнительные услуги…»; «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996г.; Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I “О защите прав потребителей”; Указ Президента РФ ОТ 29.01.92 N 65 – О свободе торговли. «Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая». Номер: 51-ФЗ. Принятие: Государственной думой 21 октября 1994 года, а позже и последующие 4 части ГК РФ, 4 часть ГК РФ принята в 2006 году.

[2] Приказ Рособразования от 10.02.2010 № 109. О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования

[3] Оказание платных образовательных услуг в вузе регулируется в настоящее время Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996г. Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505, Примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования, утверждена Приказом Минобразования РФ от 28.07.2003 № 3177.  Договор на оказание платных образовательных услуг является соглашением одной стороны (исполнителя – образовательной организации), и другой стороны (заказчика), в соответствии с которым исполнитель обязуется оказать обучаемому образовательные услуги, а заказчик обязуется оплатить ее и содействовать в выполнении обучаемым всех установленных обязанностей.

[4] Сдача имущества вуза в аренду стало предметом судебных тяжб и разбирательств, на которые также уходили большие деньги и силы.

[5] Конечно, можно проверить качество полученного профессионального образования. Например, в случае исследования какого-либо предмета бизнеса или необходимо что-либо выполнить, решить практическую задачу с привлечением определенных знаний. И вот, знания, полученные много лет назад в вузе, кажется, чудесным образом помогли решить эту задачу и добиться успеха. Другой пример, когда выпускнику, после окончания вуза удается занять высокое место в бизнесе. Но, тут, как и в первом случае, может повлиять на факт чудесного назначения на должность множество обстоятельств, не исключая родственную поддержку.

[6] Шевченко Д. Современные тенденции и противоречия в высшем образовании: маркетинговая диагностика.//Практический маркетинг 2013, № 2.

[7] Шевченко Д.А. Реклама, маркетинг, PR. – уч. пособие. М., 2012, с. 28.

[8] В настоящее время под эгидой Минобрнауки РФ  и Международной ассоциации русскоговорящих ученых открыт специализированный сайт «Диалог», где освещаются вопросы и проблемы сближения и координации научных усилий сторон. Цель сайта – способствовать взаимодействию российских ученых с русскоязычными учеными – соотечественниками, работающими за рубежом, в научно-технической и инновационной сферах. Использование потенциала ученых-соотечественников в экспертной деятельности при формировании и реализации международных мероприятий в сфере науки, образования, инновационных проектов и программ. http://dialog.extech.ru/ – 14.03.2013

[9] В этом же году появились два Приказа Минобрнауки России относительно данных структур. По состоянию на 20.05.2010 уже 27 вузов страны получили статус исследовательского университета. Достижению этих же целей стал Указ Президента РФ №1172 21.10.2009 «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном округах».

[10] В 201-12гг. Минобрнауки приступило к проведению на постоянной основе мониторинга эффективности вузов в соответствии с определенными критериями их оценки. Первыми результатами мониторинга явилась ликвидация многих филиалов и присоединение отдельных вузов к более успешным вузам, например РГТЭУ был присоединен к РЭА им. Плеханова.

[11]  Согласно данным, в декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3 % по отношению к декабрю 2007 года (в ноябре — 8,7 %), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие. По итогам января-октября 2009 г. индекс промышленного производства составил 86,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 года (данные Минэкономики России). За десять месяцев 2009 г. ВВП снизился на 9,6 %.

[12] Оплата труда ППС в вузах стала в центре внимания указов Президента РФ. В сооветствие с его указаниями величина зарплаты ППС  в вузах должна превышать среднюю зарплату труда в регионе. К 2018 году предполагается довести ее до 200% выше, чем в среднем по региону.

[13] Первые результаты и итоги выполнения национального проекта «Образование» были подведены на заседании межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике в декабре 2007. В этом документе можно указывается на необходимость проведения мониторинга вузов, публичного обсуждения его результатов. В этом документе сформулированы основные принципы мониторинга вузов, который потом проводился  Минобрнауки в 2012 году.

[14] Приказ №57 от 24.02.2009 «Порядок проведения Единого государственного экзамена», который был скорректирован Приказом №170 от 09.03.2010.

Практический маркетинг. 2013. № 6. С. 3-14.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *