Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Энтони Гидденс

Социология. Развитие социологической теории,

М.: Эдиториал УРСС, 1999.-704 с.

Кант, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс. Функционализм.

“Согласно функционалистской точки зрения, при изучении любого данного общества необходимо определить, как его различные части или институты взаимодействуют между собой, приводя к непрерывному развитию общества во времени” с. 643.

Маркс, Дюркгейм, К. Леви-Строс. Структурализм связывает социологический анализ и изучение языка.

Важнейшие современные подходы в социологии: функционализм, структурализм, символический интракционизм, марксизм.

Функционализм. Существенное влияние оказали антропологи. Родоначальник полевого подхода к изучению культур в антропологии был А.Р. Рэдклифф-Браун (1881-1955). Он изучал население Андаменских островов, архипелага, расположенного у побережья Бирмы.

Общество или культуру надо изучать как целое и изучать функцию какого-либо вида социальной деятельности или института – значит анализировать их вклад в обеспечение жизнедеятельности общества как целого. (с. 644). Эта идея хорошо видна на изучении человеческого тела. Сердце – религия. Кровь – основные социальные ценности.

Р. Мертон развил функционализм для индустриальных обществ.

Есть явные функции, известные участникам определенного типа социальной деятельности, и подразумеваются ими. Социологическое объяснение состоит в раскрытии латентных функций социальных институтов и человеческой деятельности. Латентные – это такие последствия деятельности, о которых ее участники не подозревают.

Есть функции и дисфункции. Дисфункции – это те, которые угрожают единству общества. Религия казалось бы функция, способствующая единству. Но различные версии религий, социальные конфликты могут вызвать раскол общества – дисфункции.

Популярность функционализма снижается.

Структурализм. Дюркгейм, но главный импульс его развитию дала лингвистика.

Идеи швейцарца Фердинанда де Соссюра (1857-1913), писавшего о языке.

Основная особенность языка не в словах и их содержании, а в тех правилах, которые образуют незримую основу языка. Значение создаются внутри языка, а не объектами, обозначаемыми посредством этих слов.

Значения могут создавать не только звуки (речь) или знаки на бумаге (письмо), а различие создает значение, не цвета сами по себе (светофор: красный, зеленый, желтый) – стоять, двигаться.

Изучение неязыковых значений предмет семиологии или семиотики.

Например, одежда, мода. Модной одеждой называют не одежду, а разницу между носимым теми, кто “в курсе дела”, и гардеробом тех, кто отстает.

Траур – черное платье. В Индии во время траура носят белое. Здесь главное понять, что не цвет сам по себе означает траур, а то, что люди одевают это определенным образом – и это траур.

Структурализм полезен при исследовании коммуникации и культуры. Однако в практических сторонах социальной жизни, таких, как экономическая и политическая деятельность, его применение гораздо более ограничено.

Символический интеракционизм. С.И. придает большее значение активному и творческому индивиду, чем любой из остальных теоретических подходов.

После Дж. Мида развивали многие в США.

Мид утверждал, что именно язык дает возможность человеку стать сознательным существом, увидеть свою индивидуальность, причем ключевым элементом этого процесса является символ.

Символ есть нечто, означающее что-то еще.

Вслед за Соссюром он говорит, что “дерево является символом”. Овладев этим понятием мы можем думать о дереве, если никакого дерева не видно. Мы мыслим символически. Символическое мышление освобождает нас от того, что наш опыт ограничивается только непосредственно видимым, слышимым и ощущаемым. Здесь Бренд.

Люди в отличие от животных живут в наполненном символами мире. Это же относится к восприятию себя. У животных нет чувства собственного “Я”, самосознания, саморефлексии (смотреть со стороны). Различая “я” и “ты”, ребенок осваивает основы самосознания.

Все взаимодействия между людьми предполагают обмен символами. Как интерпретировать намерения других “Ме”.

Пример встречи мужчины и женщины обращают внимание на детали, которые раскрывают им истинные взгляды другого. Это процесс символической интерпретации.

К крупным структурам сложнее приложить С.И., а вот к межличностным проще. Особенно это хорошо у Ирвинта Гоффмана о природе нашей обыденной жизни.

Марксизм. Многие марксисты придерживаются функционализма.

Здесь уделяется больше внимания политическим явлениям, положениям классов, конфликту классов, борьбе за власть и идеологию.

Марксизм – это другая социология. Функционализм, структурализм и символический структурализм – это немарксистская социология.

Дилеммы:

1. Человеческая деятельность и социальная структура. Социальные ограничения

2. Консенсус и конфликт. Идеология и власть, статус.

3. Характеристика человеческой деятельности и общества в целом: оно определяется экономическими факторами или социальными политическими культурными. Пуритане, протестантизм.

4. Гендер и социология. Средний род. Дюркгейм. мужчины – коллективные. Женщины – природные.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *