Страницы меню навигации

Наша цель – научить учиться. Интервью газете

Для газеты «УРОК»

Интервью с консультантом ректора по маркетингу,

кандидатом философских наук, доцентом Шевченко Д. А.

 

 

Наша цель – научить учиться

 

– А что значит, научить учиться?

Это означает, научить человека задавать себе вопросы и находить на них  самостоятельные ответы. Это означает, научить студента понимать то, чему его учат. Развить способность критическому, конструктивному мышлению и анализу. Научить ориентироваться в современном информационном потоке и иметь способность не допустить манипулирования собой. Привить вкус знания. Выработать позицию учиться всю жизнь. А это значит, что путь к собственной самоактуализации, творческому поиску собственного «Я» бесконечно. И эта работа увлекательная и интересная. Трудно в современной ситуации сориентироваться какую выбрать профессию, специальность так, чтобы после окончания вуза можно было бы быть востребованным на рынке труда. И чтобы полученное профессиональное образование не стало бы лишним, а было бы основой для индивидуального благополучия и личного успеха.

– Дмитрий Анатольевич, мы знаем, что структура потребностей на рынке труда и соответствующие предложения со стороны вузов находится, мягко говоря, в противоречии. Что Вы думаете по этому поводу?

Первое, что необходимо отметить, спрос на рынке рабочих мест и предложения со стороны вузов всегда находится в противоречии, особенно это заметно сегодня. Дело в том, что развитие новой экономической ситуации диктуется собственными законами развития производства и потребления. На уровне общества эта ситуация осознается всегда с некоторым опозданием. Для любого анализа необходимо время. Затем это осознание формулируется государством в форме новых концепций, законов, указов, подкрепляемых бюджетами.

Если говорить более простым языком, то многие исследователи рынка труда, озабоченные будущей карьерой выпускников, сетуют на то, что набор специальностей и их объем не соответствует набору и объему рабочих мест.

На конференциях различного уровня звучат сердитые голоса аналитиков проблем образования, которые взывают к университетам сократить присутствие и набор студентов на экономические,  юридические, управленческие дисциплины. По некоторым данным количество кафедр, готовящих по юридическим специальностям, только в Москве около 200, по менеджменту и маркетингу – около 180, по экономике и информатике – свыше 100 и более. Конкретно, потребности в юристах, менеджерах, экономистах (бухгалтерах, финансистах) в лингвистическом смысле не велика и постоянно падает в то время, как конкурс на эти же специальности остается большим и постоянно растет. Например, в нашем университете в этом году опять конкурс на менеджмент около 8 чел. на месте, на юридические специальности – около 7 чел. на место, на психологические специальности – свыше 10 чел. на место, на лингвистику – свыше 15 чел. на место. А вот история, филология – классические для академических университетов специальности не слишком востребованы абитуриентами.

Если, как я говорю, подходить к этой проблеме формально, то действительно, как же так дисбаланс на лицо. Предложения со стороны вузов растет, а потребности со стороны рынка рабочих мест падает. Реально же ситуация следующая.

Развитие и углубление рыночных, если хотите, капиталистических отношений, формирование новых социальных слоев предпринимателей, коммерсантов, истеблишмента мелкого, среднего бизнеса требует изменения наших традиционных представлений о наборе знаний, способностей, деловых и личностных качеств специалистов.

Сейчас любой предприниматель, будь то торговец палатки, цветами, канцелярией, одеждой, продуктами питания или работник мелкого и среднего бизнеса промышленности, транспорта, сервиса, как минимум должен владеть знаниями в области налогообложения, составлением бизнес-планов, проектов, в управлении персоналом, налаживании контактов со своими клиентами, в том числе с иностранными партнерами и руководителями органов власти и управления. Разве это не та же экономика, право, менеджмент, психология, лингвистика? Вот Вам и ответ на проблему якобы видимого противоречия.

– Дмитрий Анатольевич, о Вашем университете говорят как об особом учебном заведении, где ведется поиск и формирование новой образовательной модели университета. Нашим молодым читателям будет интересно узнать об этом.

Действительно, министр образования Филиппов В.М., бывая у нас в гостях, удивленно замечает, что он не встречал в мире подобного университета. О чем это? Наш университет отличается от других подобных университетов уже тем, что он имеет своего автора. А автор имеет  концепцию, имя которой универсальная образовательная среда, дающая возможность формирования самостоятельно мыслящей личности. Этот автор – наш ректор, академик Юрий Николаевич Афанасьев и его команда.

В РГГУ, на площади более 5000 кв. м, размещаются учебно-художественные музеи классического и современного искусства. На шести этажах в залах, где размещены скульптуры эпохи Возрождения, Древней Греции, Рима, Египта, а также в залах современного нереалистического «другого» искусства советского времени, проходят занятия на факультете истории искусства, реставрации, арт-дизайна, филологии и истории. И просто это место, где хочется быть возвышенным, морально и духовно сосредоточенным. Здесь не приходит в голову грубо выражаться и вообще, вести себя неправильно. Это же относится и к библиотеке, где свыше миллиона книг и медиатеки – электронной библиотеки – уникальной в своем роде. Везде свободный доступ в Интернет-сеть. Наша библиотека настолько красива, что я иногда говорю нашим гостям: «Может быть у каждого студента гвоздь или булавка в кармане, но еще ни у кого не поднялась рука на австралийский дуб, из которого искусно выполнено библиотечная обстановка».

Это же относится и к нашим компьютерным мультимедийным учебным классам, оснащенных современным электронным оборудованием, где проходят занятия практически по всем специальностям.

РГГУ еще необычен тем, что ему, как бы, 10 лет со дня образования и 70 лет со дня основания. Я имею в виду его прародителя – известный историко-архивный институт на Никольской. Сейчас это один из восьми наших институтов. Почему я специально говорю об историко-архивном, да потому, что там давно существует сложившаяся научная школа по истории, архивоведению, документоведению, защите информации. Вот почему нам легче, чем другим, вновь образованным  университетам, было сформировать новые направления, такие как институт экономики, управления и права, факультет истории, политологии и права, филологический факультет, институт лингвистики, институт массмедиа (журналистики), институт информационных наук и технологий безопасности, институт психологии им. Л.С.Выготского, множество международных учебно-научных центров, которые сотрудничают более, чем со 100 университетами государств мира.

Нельзя обойти вниманием еще одно чудо в нашем университете – это студенческое Интернет-кафе, руководит которым вот уже 2 года наш студент, а ныне выпускник факультета управления. Это одно из излюбленных мест наших студентов. Здесь поют караоке, выступают известные музыканты и так далее и тому подобное, все, что называется «студенческая тусовка».

Правда, учиться у нас непросто. Много надо учиться. Сессии у нас отменены. Конечно, оценки мы ставим в конце семестра и года, как положено. Но идет индивидуальный учет успешности каждого студента в баллах. И это, как раньше говорили студенты, «беспредел» на фоне свободного посещения занятий студентами любых специальностей. Все это предполагает большую самостоятельную, индивидуально организованную преподавателями работу студентов. А для этого, как вы понимаете, необходима соответствующее учебно-методическое и техническое обеспечение. А этому наше руководство уделяет серьезное внимание. Практически все это есть в электронном виде и доступно каждому учащемуся. Даже расписание занятий на год вперед вы можете посмотреть на нашем сайте.

– Какие формы образования есть в вашем университете?

Практически по любой специальности вы можете учиться на бюджетной основе. Примерное соотношение бесплатного и платного  образования 70 на 30 процентов. Но имейте в виду, что преимущества нет ни у кого. Мы также отчисляем тех, кто валяет дурака, как бюджетников, так и платников. Без строгости, без контроля не будет ни ответственности, ни понимания, дисциплины, ни образования, ни обучения.

– А ваши студенты освобождены от прохождения армейской службы?

Да, несомненно, за период обучения все студенты дневного отделения освобождаются от призыва в армию. Мы размышляем о возможности создания военной кафедры.

– У вас целый комплекс зданий. Где они расположены в Москве?

Основной комплекс зданий расположен между улицами Миусская площадь и Чаянова, метро «Новослободская» или «Белорусская». На ул. Никольской расположен историко-архивный институт и другие факультеты. На ул. Кировоградская находится институт информационных наук и технологий безопасности, а также наше общежитие. Между прочим, оно также, как и все здания, находится в сети Интернет. Студенты, проживающие в общежитие и не имеющие компьютера, могут прийти в интернет-центр и поработать в Интернете.

Милости прошу к нам в лицей РГГУ, подготовительные курсы, приглашаю Вас в наш университет. Подробности смотри на сайте www.rsuh.ru

 

4 комментария

  1. Не могу точно определить время этой публикации, но она напомнила мне начало 2000-х, когда я пришла в РГГУ учиться. Тогда все кипело вокруг новых концепций и идей, непременно хотелось что-то изменить, активно высказывать свою позицию. В РГГУ почти ежемесячно приглашались крупные ученые- гуманитарии. Все говорили о Болонском процессе и новых возможностях обучения. Со временем интерес сместился с содержательных, методологических вопросов на организационные: как организовать бакалавриат, как осуществить переход на бакалаврские и магистерские программы.
    Как мне кажется, при переходе (как при переезде) что-то обязательно теряется, потом не можешь долго найти. И в итоге, либо находишь, либо – нет. Вот и при переходе на двухуровневую систему вроде все сделано, почти как в Европе и Америке, НО утерян главный тезис: “Мы должны учить учиться”, НО не всем дисциплинам,как в школе, а в той области , к которой относится направление подготовки. Бакалаврские программы в Европе и Америке первые 3 года учат учиться, ориентироваться в своей области, а потом уже на второй ступени осваивают профессию.
    Абсолютно согласна с тезисом Дмитрия Анатольевича, и надеюсь, РГГУ сохранит основополагающие ценности гуманитарного образования.

    • Мы на нашей кафедре пытаемся выдержать этот принцип “научить учиться”. Дело в том, что все это построено или может быть построено, на самостоятельном анализе студентом научной проблематике. В решающей степени реализация этого принципа зависит от позиции преподавателя. Если преподаватель грамотно и логично ставит задачу перед студентом, то тот стремится ее решить. И это решение и подход к решению и есть “учиться”. Мы у себя на кафедре, я, в частном случае, ставлю задачу найти решение по брифу, и прямо указываю страницы, сколько и о чем хотел бы увидеть у студента. Как правило, решение не возможно списать, а только самостоятельно найти решение!

  2. Очень актуальная статья. Действительно, сегодня каждый здравомыслящий член нашего общества понимает, что без постоянного обогащения знаниями невозможно существовать в современном мире. Нельзя не согласится с автором, что очень важно у студента “выработать позицию учиться всю жизнь”. И многие преподаватели, в том числе и уважаемый автор многое делают и уже сделали на пути формирования данного понимания у учащейся молодежи в стенах такого популярного и современного вуза, как РГГУ. Безусловно, нельзя успокаиваться на достигнутом, а следует наращивать наработанный потенциал и развивать новые формы обучения, делающие процесс обучения действительно увлекательным и полезным.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *