Страницы меню навигации

Статус и роль

Статус и роль

Масс-медиа. Средства массовой информации – обезличенные средства коммуникации, нацеленные на огромную аудиторию. «Медиа» по латыни «середина» и подразумевает соединение людей. «Массовая информация» – продукт коммуникационной технологии (газеты, а затем радио и тв) и распространяют инфу в масшатабном порядке.

 

Семья – сильнейшее средство, оказывающее на социализацию.

 

Школа – это время определения кем стать.

 

Статус – социальное положение, занимаемое индивидом.

У каждого есть несколько статусов. Дочь, сестра, подруга, студентка. С временем каждый имеет и теряет несколько десятков статусов.

Предписанный и достигнутый статус.

Предписанный – приобретается при рождении или потом – невольно – в жизни.Дочь, русская, тинейджер или вдова.

Достигнутый статус – социальное положение, которое индивид занимает по своему выбору и которое отражает его личные способности и успехи. Статус студента – отличника, чемпиона, супруга, программиста или вора.

Предписанные влияют на достигнутые. Воры чаще из бедных семей.

Доминирующий статус – имеющий особое значение для социальной индентичности и часто выстраивает всю жизнь индивида. Профессия, квалификация, президент, должность.

Роль – вторая составляющая социального взаимодействия. Поведение, ожидаемое от некого лица с определенным статусом. Студент ходит на занятия. Ряд ролей закрепляется за особым статусом.

Ролевой конфликт и ролевое напряжение.

Ролевой конфликт – конфликт между ролями, соответствующим двум или нескольким статусам.

Ролевое напряжение – напряжение между ролями, закрепленными за отдельным статусом.

Социальное конструирование реальности – творческое конструирование реальности в результате социального взаимодействия. Мы подаем себя в такой манере, которая соответствует среде и нашим целям, т.о. выковывается реальность Новая, а не только та, которая предписана статусом и ролью.

Теорема Томаса (1966) – ситуации, определяемые как реальные, реальны по своим последствиям. Последствия могут удивлять.

Люди творят реальность в ходе обыденного общения – на этот вопрос ищет ответ этнометодология. Изучение пути, которым люди осмысливают свое обыденное окружение. Гарольд Гарфинкель (1967) утверждает, что единственным способом обнаружить, каким образом мы наполняем  события смыслом, является целенаправленное нарушение правил. На этом построены игры в том числе ролевые. Педагогические приемы. Студенты покупатели, продавцы, консультанты при этом нарушали привычные правила этих ролей. Тем самым сами понимали смысл обыденной, привычной жизни.

Драматургический анализ: «самопрезентация».

И.Гофман : изучение социального взаимодействия с точки зрения театрального взаимодействия.Это он называл самопрезентацией – старание индивида оставить особое впечатление о себе в сознании других.

См. язык, речь, жесты, юмор, внимание, власть и пр.

Образование стр.648 –

3 комментария

  1. Отличный материал для понимания основных категорий. Хотелось бы добавить, что Т. Парсонс не разделял статус и роль, и даже пытался ввести интегральное понятие. Хорошее определение роли дает П. Штомка – это набор прав и обязанностей, обязательных для каждого, занимающего данную социальную позицию (статус) вне зависимо от его личных качеств и особенностей.

    • I could read a book about this without finding such real-world approahecs!

  2. It’s good to see somoene thinking it through.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *