Страницы меню навигации

Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров.

Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, 2000. – 560 с.

 

 

Жан Батист Сэй (француз) Чтобы нечто купить, нужно сперва что-то продать. Кризис сбыта. Все покупатели страны не могут купить все, что продается. У них недостаточно денег, потому  что они сами не могут продать весь свой товар.

Деньги. Богатство м.б. понято как возможность постоянно пользоваться вещами и пр. Такую возможность дают человеку деньги. «Мне все послушно, я же ничему…» говорит скупой рыцарь А.С.Пушкина. Их хватит до тех пор пока они не будут пополняться. Богатство – это такой запас  денег, который постоянно возобновляется, когда их тратишь. Пустить деньги в оборот. А это уже капитал. Деньги првращаются в зерно, затем опять в деньги – оборотным капиталом. Деньги, в этом случае, обладают наибольшей ликвидностью. ТО, что находится, постоянно в руках хозяина, называется основным капиталом.

Одна часть капитала идет на потребление – такой капитал называется фондом потребления. Другая –  для производственного использования – это фонд накопления.

Этот фонд может быть деньгами взятыми по проценты. Важно, что они не идут на потребление. Предприниматель начинает свое дело, например, берет в аренду что-то и пр. Общая сумма, которую надо затратить на создание к5апитала, называется капитальными вложениями или величиной инвестиций.

Те затраты, которые надо постоянно тратить на производство называются текущими затратами.

Если верблюда продать, то он перестает быть капиталом для купца. Он переходит в категорию товара. Товар – это все что угодно, предназначенное для продажи.

Если что-то предназначено для потребления, например, съесть, то это (овца на шашлык) попадает в категорию предмета потребления.

Если дом используется для жилья – он предмет потребления. Если продается – становится товаром. Если сдается в аренду – капитал.

Капитал не вещь, а способ употребления вещи.

Если начинается производство каких-нибудь вещей для получения дохода от их продажи, то это называется товарным производством.

Если это производство только для собственного потребления, то этотназывается натуральным хозяйством.

Если товар обменивается на деньги – это денежный обмен. Если на другой товар – бартерный обмен.

Когда ценность предмета (бутылка за ремонт) проявляется в его обмене, говорят, что этот предмет обладает меновой ценностью. Если работник обменяет ее на что-то или продаст – это опять будет меновой ценностью. Но если она будет выпита, то она будет обладать потребительной ценностью.

Услуги в форме товара – товарные услуги.

Услугу нельзя  положить в запас. Услуга относится к предметам немедленного потребления.

Она потребляется одновременно с ее производством.

 

Аристотель.  Где найти субстанцию обмена. Как сопоставить товары между собой? Как появляются рыночные цены? Как один товар может быть приравнен к другому? До сих пор нет согласия!

Аристотель первый кто поставил этот вопрос и предложил свой ответ. Вот он:

  1. в самих товарах нет ничего такого, что могло бы приравнять их друг другу;
  2. но товарный обмен – этот отношение не только между вещами, но и между их владельцами;
  3. в обменной сделке, следовательно, имеются четыре участника;
  4. именно товаровладельцам присуще нечто такое, что позволяет «приравнять» друг другу их самих и обмениваемые товары;
  5. этой общей «субстанцией» служит потребность в том, чего нет у каждого из них. (с.44-45).

 

ПРИБЫЛЬ – вознаграждение за риск предпринимателя.

Основа собственности – ТРУД. Так думали в 17 и 19 веках в т.ч. социалисты.

 

Анн Роббер Жак Тюрго (1727-1781). Его статья «Ценности и деньги» (1805г.).

70 лет российской истории в экономической литературе вместо слова ценность употребляется слово стоимость.

Тюрго говорит, что в латинском языке это слово (valor) силу, здоровье, крепость организма. Затем это слово стало обозначать годность, пригодность, значимость, ценность. Если не удовлетворяет требованиям, говорят не имеет ценности. Никакого обмена нет, но уже человек вступает в сделку с Природой.

Ценность измеряется только ценностью – путем сравнения одной с другой, соглашением между людьми. Тюрго не ищет значение ценности в труде, в полезности вещей, он как и Аристотель ищет в чувстве потребности. Меновая стоимость определяется в процессе торга. Равновесие – это равновесие интенсивностей обеих потребностей. Через 100 лет идея Тюрго претворится в теории предельной полезности.

 

Жизнь так сложна, что ее редко можно описать теорией во всей необходимой полноте.

Теория в экономике – это всегда схема, бледная тень живой реальности. В том отношении  маркетинг как преимущественно практическая деятельность сложно поддается отображению в экономической науке.

 

Постулаты классической политической экономики.

 

Концепция «экономического человека» А.Смит считал, что у человека в экономической сфере есть один стимул поведения – стремление к собственной выгоде. Культурные факторы, которые оказывают большое влияние на поведение людей в жизни здесь, не имеют значения.

Полная информированность. Все участники рынка одинаково осведомлены о том, где прибыль может быть получена выше или ниже. Какие условия инвестирования выгоднее, какие цены существуют на данный момент на ту или иную продукцию.

Эластичность спроса по цене равна или больше единицы.? Уточнить.

Главная и единственная цель любого предприятия – максимизация прибыли. Во внимание не принимается, что предприятие может поступиться частью прибыли для завоевания нового рынка.

Экономический либерализм. Идею естественной свободы выдвинул А.Смит, где роль государства сводится к минимуму. Свободная конкуренция основа рынка.

Джон Мейнрад Кейнс решительно осудил этот постулат либерализма в экономике и доказал необходимость вмешательства государства в экономику.

Кейнс отверг классическое представление о трех раздельных рынках – труда, товаров, денег.

Он подробно обсуждает возможные причины, которые  мотивируют склонность людей к потреблению. Он делит их на объективные и субъективные. К числу объективных относятся: покупательная способность денег, изменение между доходом и чистым доходом (инфляция). К субъективным относится желание людей иметь резерв на «черный день», обеспечить доход от процентов, оставить наследство и пр.Он формулирует закон: люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход. Стр.471-475. Закон предельной склонности к сбережению для страхового маркетинга является базовым.

Доказанное Кейнсом предпочтение ликвидности, т.е. желание людей иметь при себе наличность занимает особое место в маркетинге, когда подвергается анализу процесс принятия решения о покупке.

Экономическая наука сегодня представляет собой множество различных направлений. Экономические открытия на рубеже 21 века Д.Кейнса, Д. Гэлбрейта, М.Фридмена, П. Самуэльсона, Р. Лукаса –младшего, Ф. Хайека составляют обширную научную базу для осмысления и поиска новых возможностей развития маркетинговой теории и практики.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *