Страницы меню навигации

Основания социологии.

18 сентября 2002 года

 

Франклин Генри, Р.Г. Гиддингс. Основания социологии.

М., 1898 – 416 с. (перевод с англ. Н.И. Спиридонова)

 

Маркетинг развивается в определенном обществе в системе общественных институтов, его организации и не может не испытывать на себе влияние последних.

“Общество” как слово означает собрание живущих в общении и сотрудничестве индивидов, соединившимися, организовавшимися для какой-либо цели. Отсюда общество как понятие – это союз, организация, сумма внешних отношений, связывающая вместе соединившихся индивидов.

Общество, возникнув как ассоциация для общения, постепенно переходит в организацию, где возникает правление и повиновение.

Спенсер пошел дальше Канта и Гоббса, для него общество – это разделение труда, переходящее от отдельных личностей на группы и организации этих личностей.

Социальная воля (сознательное стремление).

Социология должна объединять общество из социальных отношений.

Субъективное истолкование общества.

Первичный элементарный субъективный факт в общество есть создание рода… “Такое состояние сознания, в котором всякое существо… признает другое сознательное существо принадлежащим к одному роду с собою” (стр. 19). Это впоследствии пишет автор, социология включает в себя психологическое объяснение природы человека.

О. Кант придумал слово “социология” и построил социологическую теорию, потому что чувствовал, что его “позитивная философия” не имела бы полноты и целостности, если бы она оставалась бы без особой науки о человеке, которая служила бы дополнением к биологии.

Спенсер принял это слово и построил свою доктрину _______________, что полное значение всемирной эволюции должно объяснять возникновение и строение человеческих обществ так же, как и происхождение видов и образование туманностей.

 

Всякая наука должна определить свою область, указав свое отношение к другим отраслям знаний, которые объясняют социальные явления.

 

Социология не сводится к психологии и экономике. В качестве примера возьмем экономический мотив – желание разбогатеть берет свое начало в физиологических потребностях, но оно трансформируется сознанием в виде сильного желания соревноваться с себе подобными в этом, побеждая их и господствуя над ними.

 

Как относится социология и психология?

Психология как и биология изучают жизнь, находящуюся под влиянием среды. В биологии – это приспособление физических перемен (изменений) внутри организма к внешним отношениям, которые просты и постоянны. В психологии – приспособление сознательных (осознанных) перемен внутри организма к внешним отношениям, занимающим большое протяжение во времени и пространстве и крайне сложны (Спенсер).

Социальные перемены еще более сложны. Психология так или иначе имеет дело с комбинациями разума. Как мысль, чувства, и воля трансформируются в индивидуальное самосознание – это ее проблема.

Постепенно социальное окружение (другие люди и их организации) становятся более важными обстоятельствами, которые осознаются индивидом как цели. Это приспособление вхождения происходит через общества, сквозь его социальные отношения, отношения с другими воспринимаются более важными, чем все другие, когда они убеждаются в том, что они служат им средствами защиты, помощи, удовольствия и развития, стараются сохранить их и улучшить.

Социальная деятельность и социальные отношения все более и более становятся внешними продуктами внутренних отношений (стр. 27).

 

Определить область использования социологии маркетинга не значит голосовать против приоритета экономики, а значит подчеркнуть сложность и разнообразие изучаемых явлений маркетингом.

Может быть маркетинг неизвестная новая наука. Где же границы маркетинга, где они начинаются и где заканчивается область маркетинга? Что изучает маркетинг? Чему учить студентов? Если это не изучает экономика, социология, психология и т.д. Есть ли специфическая область маркетинга? В чем его предмет, объект и метод?

 

Желания – движущие силы в экономическом мире! Но что можно сказать о возникновении самих желаний?

Или эгоизм, рациональность, принципы поведения “экономического человека”. На это можно сказать о возникновении и формировании самого явления как эгоизм и рациональность? Не это ли область социологии, философии, психологии?

Здесь экономическая наука не дает на них ответы. Она берет желания в том виде, в котором она их находит. Для нее они источники сложной дедукции поведения и выбора, и ничего более.

Преобразуясь в волю, желание становится явлением власти. Но политическая наука берет в качестве факта власть и строит на ней свою теорию. Точно так же, как когда-то исходил и Аристотель, что человек есть животное общественное.

 

Ассоциация, товарищество, кооперация превратили дикаря в существо, по отношению к которому справедливы слова Бэкона, что “в природе человека есть скрытая склонность или стремление любить других”.

Смягчение нравов происходило благодаря трению между собой нравов более грубых. Открытие социологии состоит в признании того, что ” как железо точит железо, так и человек точит человека” (стр. 42).

 

Социология абстрактная наука или нет?

Абстрактная наука прослеживает действие одного какого-либо принципа, силы или мотива через все его проявления и этим ограничивается.

Конкретная наука – такая наука, которая делает все то, что делает абстрактная наука и кроме того еще изучает способы комбинации этих проявлений отдельной силы или мотива с проявлениями других сил или мотивов при образовании конкретных явлений действительного мира. Это и есть социология.

 

Если бы не было общество, разве не мог бы индивид, живший в гармонии с природой, наслаждаться, когда он принимал пищу или любовался на солнышко? Разве мог он иметь понятие о справедливом и несправедливом? Тогда может быть эти понятия предшествуют социологии?

 

 

Конкретная наука имеет цель объяснить изменения как таковые. Если представить себе две науки абстрактную по линии Х и конкретную по У, получится:

 

 

 

 

 

У

             

Конкретные науки (У) – науки описательные, исторические и индуктивные.

Абстрактные (Х) – гипотетические и дедуктивные.

Конкретные становятся объяснительными, так что они пересекаются или перекрещиваются с науками абстрактными.

Абстракция не есть абстракция из ничего, она является абстракциями из конкретных явлений. Это значит, что они берут и предполагают готовыми описательный и исторический материал конкретных наук.

Социология

           

Психология

           

Биология

           

Геология

           

Астрономия

           

Химия

           
 

 

Математика

Физика

Экономика

Этика

Политика

Х

 

Область физических наук есть OPV. С описательной стороны они известны, как химия, астрономия, геология и биология. С их объяснительной стороны они разделяются на математику и физику.

Область психологии и социологии PSUT и SZWU. С их описательной стороны они предполагают конкретные физические науки. С объяснительной – экономику, этику, математику и физику. Каждая из абстрактных наук (объяснительных) сужают своими принципами истолкование конкретную психологию и конкретную социологию.

Абстрактные науки похожи, они вышли из конкретных.

Как эта схема работает (см. стр. 53-55).

Методы социологии. Молль в своей “Системе логики” рассматривал логику приветственных наук, и это является прочным основанием социологического метода, но есть основания опасаться, что она усвоена не всеми социологами-теоретиками.

Социология как биология и психология, как конкретная наука начинать свои исследования с наблюдения и дедуктивно искать основания.

Каждый процесс, если его подвергнуть анализу, заключает в себе другой.

Слишком широкие классификации, социологические категории постоянно широки, что включают в себя и мудрого человека и муравья.

Статистические исследования есть систематическое наблюдение постоянных отношений между социальными явлениями.

Самые хорошие, проведенные статистические данные суть только вероятности. Они должны быть проверены дедукцией, выведены, получены не из субъективных посылок.

Проблемы социологии. Где их область?

1. Описание и исторический обзор должны идти впереди теории.

2. К первому классу проблем относятся проблемы социальной структуры роста. Здесь современная организация общества – это описательные проблемы. Другая группа состоит из исторических проблем, о происхождении общества и его эволюции до настоящего времени.

Первую описательную группу составляют:

– о социальном агрегате (присоединение, совокупностях через социальные отношения)

– от ассоциации и кооперации

– о социальном характере населения

– о классах, на которые дифференцируется население

Социальный агрегат – это общение, суть в обмене мыслями и чувствами, как следствие эволюция рода и все идет к классам. Класс характеризуется сознанием рода.

Даже проблемы социального сознания (социального разума).

Потом проблемы социальной структуры (организации).

Социальный класс – положительный и творческий элемент в обществе.

Элементы и структуры общества. Книга II.

Социологу достаточно взглянуть вокруг себя, чтобы увидеть, что общество часто начинается, как агрегация чужих.

Само сознание существует только там, где есть некоторое нарушение равновесия, вызванное различиями чувствующей материи.

Человек, попавший впервые в чужую страну, сначала преувеличивает различия между собой и окружающими людьми, но постепенно уступает место представлению общности. Это знание своего рода, сходства является началом того различия, из которого развиваются социальные отношения.

Социальные классы создают социальное давление на индивидов, их составляющие.

 

Социальный разум – это не социальное сознание. Оно есть чувство или мысль, возникающая в одно и то же время, во всех индивидах или распространяющееся от одного к другому по всему обществу.

Социальный разум – это явление, обнаруживающееся во взаимодействии многих индивидуальных разумов, так, что они одновременно чувствуют одинаковое ощущение или эмоцию и приходят к одинаковому суждению или даже к согласному действию. Он есть духовное единство многих индивидов или толпы (стр. 144).

Он создает

Социальную организацию. Социальный состав, социальное устройство. Социальное устройство есть организация его индивидуальных членов в ассоциации для достижения социальных целей и главное целесообразное устройство есть Государство. Посредство его социальный разум господствует над всеми.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *